Главная Культура 23:03 26 Мая 2010 5647
Ольга Будина: «А мне нравится, какая я сейчас»
Президент кинофестиваля «Обереги Будущее» актриса Ольга Будина дала «Труду-7» эксклюзивное интервью
Заозерская Анжелика

— Ольга, я наблюдала, как легко вам удается найти общий язык с деть-ми-сиротами. Вам, похоже, известен секрет, как добиться расположения ребенка.

— Секрет общения с детьми очень прост: не надо делать из них идиотов. Дети — взрослые внутри, поэтому с ними нельзя сюсюкать, говорить как с недоразвитыми. Они развитые. Есть такая поговорка: если назовешь человека свиньей, он захрюкает. Мы можем перевернуть эту поговорку. Если обращаться с ребенком как с талантливым и разумным, то он таким и станет.

И своего сына я воспитываю именно по такому принципу. Когда я была еще беременная, то понимала и внушала себе, что у меня родится необыкновенный ребенок, и наделяла его самыми лучшими человеческими качествами. Когда сын родился, я разговаривала с ним как с человеком, которого прежде всего уважаю. Если изначально уважать ребенка, он будет хотеть вас радовать, будет пытаться сохранить ваше уважение.

— Сразу приходит на ум монолог князя Мышкина о том, что «даже отцы и матери не понимаются своих родных детей… А через детей душа лечится». Ольга, в экранизации романа Достоевского «Идиот» вы играли Аглаю. В вашей фильмографии это не единственное соприкосновение с классикой. Научили ли вас серьезная литература, большой кинематограф гуманности?

— Питает и обучает все: и прочитанные книги, и сыгранные роли, и жизненные ситуации. Но питает только в том случае, если ты этого хочешь. Как в поговорке: научить нельзя — можно научиться. Конечно, рождение сына меня изменило. Конечно, игра в классических произведениях меня тоже изменила. Я испытываю огромную благодарность судьбе, а благодарность — великая вещь. Если бы не люди, которые встречались в моей жизни, и не те ситуации, которые были для меня испытанием, я была бы другой. А мне нравится, какая я сейчас.

— Не боитесь нарваться на ироничное: «Скромность — еще одно достоинство Ольги Будиной!»

— Объясняю: мне нравится мое сегодняшнее состояние, потому что я люблю учиться и стараюсь делать это каждый день. И никто строже, чем я сама, меня не оценит. Поэтому что же мне думать о том, что говорят вокруг?! А мнения у всех людей разные.

Сейчас я читаю Конфуция, и у него есть такая прит-ча. Когда Конфуция спросили, хорош ли человек, которым все довольны, философ ответил: «Нет, не хорош тот человек, которым довольны все, как и не хорош тот человек, которым никто не доволен. Но хорош тот человек, которым довольны хорошие люди и которым недовольны нехорошие люди».

— Наверняка из-за организационной работы, связанной с первым фестивалем в Адыгее, с созданием фонда «Обереги Будущее», вы сейчас меньше снимаетесь в кино?

— Я приехала на фестиваль «Обереги Будущее» со съемок картины для канала «Россия» «Сердце матери» и сразу же вернусь на съемочную площадку. Играю мать, чье сердце бесконечно болит о судьбе своего ребенка, так что все в моей жизни сейчас органично. Еще на канале «Россия» уже этой осенью выйдет этакое своеобразное продолжение «Доктора Селивановой» — «Земский доктор».

— В спектакле «Руководство желающим жениться», по-ставленном по водевилям и рассказам Чехова, вы играете сразу пять героинь с разными характерами. Как вам играется с партнерами Вячеславом Невинным-младшим, Александром Пашутиным, Александром Семчевым?

— После окончания Щукинского театрального училища я не играла в театре, а сразу стала сниматься в кино. Причем принципиально не хотела идти в репертуарный театр, работать в труппе. Но сцена меня всегда завораживала. Что же касается антрепризы, то и раньше мне поступало много интересных предложений, от которых я отказывалась. Это был конец 90-х годов и начало 2000-х, когда антрепризы, как правило, были жуткого качества.

А сейчас, как мне кажется, антрепризные постановки гораздо интереснее спектаклей, что вполне объяснимо. Продюсеры хотят приглашать известных хороших артистов, а хорошие артисты хотят играть хорошую драматургию, и на антрепризном рынке большая конкуренция. Спектакль по Чехову «Руководство желающим жениться» — третий в моей сценической деятельности, так что у меня все только начинается. Играть на сцене я только учусь, и это приносит мне огромное удовольствие. Я вообще стараюсь делать только то, что мне нравится.

— На фестиваль в Адыгею вы не взяли своего пятилетнего сына Наума, он остался дома с бабушкой. Скучает по маме?

— Я приехала на фестиваль работать, а не сына выгуливать! Наум с нетерпением ждет, когда я вернусь в Москву, когда закончу съемки в фильме «Сердце матери», и несколько дней я смогу заниматься сыном. А в июне возьму сына на еще один фестиваль «Бескорыстное добро» в Екатеринбург, который будет во многом проще по организации и менее ответственным для меня, чем в Адыгее, и проходить он будет три дня.

Я очень хочу, чтобы мой Наум тоже приобщился к теме детей-сирот. Когда сын капризничает, я ему говорю: «А ты знаешь, что есть детишки, у которых нет мамы с папой, которым никто не поет колыбельную песенку, которых никто не берет на руки, не целует, не обнимает, не дарит подарков, они вообще одни?» Когда я первый раз рассказала об этом Науму, он так задумался, насупился и решительно сказал: «Я этих дурацких родителей выпорю и в угол поставлю!»

Когда я собиралась на фестиваль, то сказала сыну: «Наум, мне надо навестить детей, у которых нет мам и пап». Тогда он спросил, возьму ли я для этих детишек его игрушки, чтобы им подарить. Обычно дети в таком возрасте жадные до игрушек, но Наум был готов поделиться с незнакомыми детьми. Я его успокоила, сказала, что купила другие игрушки. Наум сказал: «Хорошо, тогда им передай привет».

— Когда вы играли сегодня в спектакле, а потом танцевали черкесский танец на дружеском приеме в одном из городов Адыгеи, я подумала: как же повезло вашему сыну, что у него такая красивая, добрая, талантливая мама! Мнение сына для вас важно?

— Если когда-нибудь Наум скажет мне эти слова сам, это будет верх моего счастья.

— Какие качества в первую очередь вы стремитесь воспитать в сыне?

— Наверное, внимательность к окружающим, к миру. Смелость, храбрость, ответственность, искреннее стремление развиваться. Я, допустим, не заставляю его учиться читать, но очень радуюсь, когда он что-нибудь прочтет, поцелую его, на руках покружу. А если он хочет в очередной раз посмотреть мультики, не запрещаю, просто пожимаю плечами и передаю пульт. Мы очень любим вместе смотреть мультики, но это не должно происходить долго. Лучше мы поиграем вместе, пообсуждаем что-нибудь.

— Как вы относитесь к своей популярности?

— Я прежде всего человек. У артистов часто бывает: то ты популярен, потому что показали твой фильм вчера в прайм-тайме, то почти забыли, потому что не показали. Вот у меня постоянно возникают какие-то сайты или страницы в интернете. Буду вам очень признательна, если опубликуете мое обращение ко всем, кто «общался» со мной в «одноклассниках», «контактах» или еще где-нибудь: вы общались не со мной!

Я ни разу на эти и подобные им ресурсы не заходила, не захожу и заходить не собираюсь. Давно хочу сделать свой сайт, но руки не доходят. Так что пока со мной общаться можно только из зрительного зала на моих спектаклях и на видеоблоге «Инфокс».

— Что послужило толчком для создания фонда «Обереги Будущее», а теперь и одноименного фестиваля?

— Началось все с того, что в 28 лет я забеременела, и ожидание ребенка очень меня изменило. На два года я ушла из профессии, чтобы полностью погрузиться в новое состояние, а когда родился мой сын, еще год занималась только им. На съемочную площадку вышла, когда Науму исполнился год. За это время я успела написать книгу о вынашивании ребенка «Говорящая беременность», и таким образом детская тема основательно вошла в мою жизнь.

— Значит, по главному призванию Ольга Будина — мать? Как считал великий Товстоногов, женщины делятся на матерей и любовниц, а с актрисами это деление еще сложнее.

— Я поняла, что мы, взрослые, очень многого не понимаем в детях, перестаем говорить на языке детей, слышать их. А все потому, что мы в самих себе теряем ребенка, эту детскость восприятия мира. Надо откопать в себе ребенка, и тогда язык детства приходит сам. Три года назад я наткнулась на сайт «Отказники. Ру», который сделан волонтерами фонда «Помощь детям-сиротам».

Я стала знакомиться с информацией, которая там изложена, и увидела, что в больницах много детей, у которых родных нет, они вообще никому не нужны. На этом же сайте была выложена информация о способах помощи детям. Я всю ночь изучала информацию, и она круто развернула мою дальнейшую жизнь. Стала постоянно думать: что я могу сделать для этих обездоленных детей? В результате 12 февраля 2009 года провела для детей свою первую благотворительную акцию. В качестве формы выбрала аукцион, лотерею и введение в проблему детей-отказников.

— Вы сами изменились за это время?

— С тех пор как я занялась темой благотворительности, в моей жизни стали появляться удивительные люди, и получается так, что, помогая другим людям, я невероятно обогащаюсь сама. Даже в знакомых людях неожиданно открываются такие благородные стороны, что это делает мою жизнь прекрасной. Потом, осознание того, что все, чем ты занимаешься, проходит с пользой, не может не радовать. Причем эту жизнь я сама себе выбрала и предлагаю выбрать всем остальным.

Выбор зависит только от внутреннего желания. В какой-то момент вы себе говорите: «Я хочу делать только то, что мне нравится». Может, не сразу, но постепенно вы начинаете так жить, и ваша жизнь устраивается. Это очень важно — уметь радоваться жизни, несмотря на то что тема, которой я занимаюсь, очень страшная. Но если бы я не умела радоваться полученным результатам, я бы, возможно, уже оказалась в Кащенко.

— Вы сразу нашли понимание со стороны как коллег, так и политиков, представителей бизнеса?

— Я подумала, что в силу моей известности у меня больше шансов, чем у человека непубличного. Поэтому в начале пути мне казалось, что надо организовывать благотворительные акции. Но практически сразу же столкнулась с тем, что богатые люди задавали мне один и тот же вопрос: «А кому принад-лежит фонд, кто владелец его счета?» А потом категорически говорили: «Но мы этих людей не знаем. Вот если бы фонд принадлежал тебе, тогда мы готовы вести серьезный разговор о поддержке».

— Получается, что в качестве залога вы предоставили свое доброе имя?

— На этот шаг я решалась целый год. Мне не хотелось погружаться в бесконечную бюрократию. Если бы за этот год я не встретила единомышленников, которые так же, как и я, неравнодушны к теме социального сиротства в нашей стране, то, возможно, так бы еще и сомневалась.

— А почему в названии вашего фестиваля слово «будущее» — с большой буквы?

— Потому что каждый ребенок — наше будущее, и в моем представлении ребенок — имя собственное.

Наше досье

Ольга Будина родилась 22 февраля 1975 года. После окончания школы поступила в Щукинское училище. Уже в 1996 году сыграла в короткометражной картине «Играем «Маленького принца». Известность ей принесла роль в картине Александра Митты «Граница. Таежный роман» (1999).

Сыграла в фильмах «Дневник его жены» (2000), «Идиот» (2003), «Московская сага» (2004). Ее именем названа звезда девятой величины в созвездии Стрельца. Есть пятилетний сын Наум.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5680
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5315
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...