Главная Культура 23:02 26 Мая 2010 2868
Шайа ЛаБаф: «Моему поколению придется смотреть в никуда»
Фильм «Уолл-стрит: Деньги не спят» Оливера Стоуна показали в Каннах вне конкурса
Галкина Галя

«Мне нужно было столько всего доказать… я очень гордый человек»

— Что для вас значат деньги?

— Деньги — это время.

— Свобода, да?

— Да. Деньги — это время. Однако я этого не знал и не понимал. Я не понимал, что можно сделать с деньгами, кто их контролирует, все остальные аспекты, касающиеся денег. Что значит этот тандем — «деньги — -время»? Что он символизирует? Были вопросы, которые я себе никогда не задавал. Я начал работать над этим проектом, будучи голодным до денег и до знаний, как бедный эфиоп, у которого от голода вздулся живот и мухи летают в зубах.

И мне нужно было столько всего доказать… Я очень гордый человек. Я вышел из-под чар темного заклинания и должен был очистить свою совесть, а фильм оказался самым подходящим способом сделать это. Все, через что я прошел, — трагедии моей жизни, горе, страдания и прочее — все пошло в этот фильм. Когда началась работа над фильмом, я был уже более чем готов к ней. Я однозначно был самым подготовленным человеком на съемочной площадке.

— А когда Oливер Стоун осознал, что вы очень подготовленный? В процессе какой-то сцены или иначе?

— У нас был консультант на съемочной площадке — человек, к которому мы должны были обращаться по всем финансовым вопросам, но раза три или четыре он оказался неправ. Это я вывел его на чистую воду, после чего Оливер просто спрашивал меня. Да, в этом и не было ничего сложного. Знаете, в актерском искусстве много темных пятен, в финансах же темных пятен нет вообще.

Цифры ведь не врут. И как актер, играющий реальных персонажей в вымышленном мире, вы действуете так же, как и в реальной жизни. Покажете окружающим, что вы знаете, как работать с цифрами, — и их отношение к вам сразу же изменится. Для меня это было важно, ибо я был далеко не самым уважаемым человеком на съемочной площадке. Я пришел на съемочную площадку, на которой другие актеры меня не ждали. Я оказался там в качестве финансовой приманки, то есть как человек, который принес деньги, без которых дело бы не сдвинулось с мертвой точки. Вот кем я себя ощущал.

Мне казалось, что киностудия утвердила меня на эту роль потому, что им нужны были день-ги, чтобы сдвинуть проект с места. Им нужно было заинтересовать зрителей, а я как раз закончил съемки в «Трансформерах» — все сходилось. Но я их понимаю. Я вообще очень наблюдательный человек.

— Вы рассуждаете как крупный продюсер.

— Нет, я не продюсер.

— А может, продюсирование — ваше будущее?

— Нет, нет и нет. Это я настроился на финансы только для этой роли. Если бы был какой-то другой проект, в который позвал меня Оливер, то я бы пел по-другому. Все зависело от Стоуна. Он немного похож на интеллигентного хулигана, хотя и является милейшим человеком на свете. Он как пасхальный заяц — вам все время хочется обнимать его. Однако у Оливера есть и совершенно иная сторона, совсем не милая, и она постоянно давит на вас, может разбить вам сердце и опустить вас, но в то же время и поднять. Он восхитителен!

«Не ожидайте, что кто-то вам здесь скажет: «Эй, браток, надеюсь, у тебя все в порядке?»

— Что вы теперь думаете об Уолл-стрит после съемок фильма? Вы ведь уже знаете этот мир изнутри, не так ли?

— Вы знаете, если бы я не прошел через все, что прошел, мне, наверное, было бы просто показать на кого-то пальцем и сказать, что он во всем виноват, да еще и проорать: «Мочи этих козлов — это они во всем виноваты!» Но на самом деле все не так просто. Недавний кризис произошел из-за структурных проблем в системе. Понимаете, когда снимался первый фильм, Китай практически не участвовал в глобальной экономике и не занимал такого места, которое он занимает сейчас.

Более того, у вас не было пузыря деривативов в офигительном размере 700 миллиардов долларов, и это при том, что ваш ВВП — всего 500 миллиардов, то есть с этими долгами вы не расплатитесь никогда, потому что это просто невозможно. В мире просто нет такого количества денег, чтобы покрыть долги. В 80-е такой проблемы не существовало, был выход из положения. Сегодня же выхода нет. Даже теоретически выхода просто нет. Это невозможно. Теперь, зная все это, я понимаю, что мое поколение 20-летних людей в 80-е годы имело еще 20 лет экономического развития, а вот сейчас мое поколение — это поколение ниндзя (американский акроним NINJA: «No Investments/Income, No Job, No Assets» — «нет дохода, нет работы, нет активов. — «Труд-7»). Так что моему поколению придется смотреть в никуда, ибо ничего не осталось, а экономика продолжит свое сокращение.

Мы только что потеряли науку в школах — это тоже результат сокращающейся экономики. Мы в штопоре, и уже ничто не спасет нас от этого падения. Половина всех мировых запасов нефти выкачана, а для современной экономики нефть — это все. Нефть в моей зубной щетке, в асфальте, во пластмассе — да во всем! На этом столе нет ничего, что не содержало бы в себе нефть. А заменить нефть нечем. Понимаете, дело не только в автомобилях. Нефть везде, и замены ей нет. В каждой шине 25 литров бензина, и даже если вы будете водить гибридный автомобиль, это ровным счетом ничего не изменит. Кроме того, у нас есть страны БРИК: Бразилия, Россия, Индия и Китай, которые развиваются с такой скоростью, что мы никогда их уже не догоним. Рабочей силе в Китае практически не надо платить. Мы живем в демократии, и у нас есть такие компании, как GM.

Они в дерьме, потому что должны оплачивать медицинскую страховку своих работников — таков контракт. А если они не могут, то государство вступится за работников. Так работает демократия. В Китае действуют те же правила, и у них есть все то же, что и у нас, только вот их компаниям не обязательно платить за медицинское страхование своих работников, или обеспечивать их социальным пакетом, или вообще обращать на них внимание. Я даже не представляю себе, как мы выберемся из этого дерьма. И вдобавок ко всему… В общем, это довольно простая проблема.

У умного паренька, который только что окончил бизнес школу Fordham, два варианта — стать госрегулятором типа шерифа или инвестиционным банкиром. В первом случае вам гарантирована дерьмовая жизнь, во втором же вы получаете все, о чем мечтали: хорошие и легкие деньги, никаких госрегуляций и возможность реализовать свои мечты. В таком случае возникает проблема. Получается, что у нас нет шерифов и полно банкиров. Единственное, почему у нас еще есть шерифы, так это потому, что не все люди могут попасть в инвестиционные банки.

— Но у вас же получилось. Вы даже инвестициями занимались, разве не так? Особенно сейчас, когда вы на таком хорошем счету в Голливуде и, наверное, зарабатываете неплохие деньги. Вы все еще играете на бирже?

— Да, я активный игрок.

— В свете ваших познаний в экономике скажите, как вы сегодня смотрите на Голливуд?

— Настоящий Голливуд — это Индия. Болливуд производит в два раза больше фильмов, чем мы. Видеоигры приносят больше дохода, чем мы. Мы находимся в затруднительной ситуации, потому что вынуждены бежать против времени. Понимаете, рынок для 50-миллионных фильмов просто исчез, испарился. А с ним испарились средние фильмы. Дорогие драмы тоже исчезли. Все это осталось в прошлом. Так что на сегодня у нас остается только монопольное кино — боевики или что-то похожее на видеоигры.

— Думаете ли вы, что ваша работа закончится раньше, чем вы предполагали? Я спрашиваю потому, что вы мудры не по годам. За последние несколько лет вы сильно повзрослели. Как вы думаете, найдутся люди, которые скажут: «Ну и ладно, я лучше займусь собственным делом»?

— Если бы я инвестировал в это дело свои деньги и если бы это был мой хлеб насущный, то да, но я уже разбогател.

— Вы помните, какой была ваша первая зарплата?

— Моя первая зарплата… У меня никогда не было маленькой зарплаты (смеется).

— Какое впечатление произвел на вас Майкл Дуглас?

— Я не был знаком с Майклом-кинозвездой. Человек, которого я встретил, в настоящей дыре — он потерял ребенка. Он навещал своего сына в тюрьме, а потом приходил на съемки фильма. Было очень тяжело, но мы все сняли. Его герой Гордон Гекко в гораздо худшем положении: он вышел из тюрьмы, он сломанный человек. У него нет семьи, и ему некуда идти.

Конечно, Оливер Стоун очень чувствительный человек, можно сказать, душка, но его интересует только фильм, над которым он работает. В Голливуде никто не собирается быть твоим другом и помогать тебе. Все собрались, чтобы снять фильм, и не ожидайте, что кто-то вам скажет: «Эй, браток, надеюсь, у тебя все в порядке?» Никто не собирается вас обнимать и утешать.

Мы довольно жестко показали это в фильме. Мы все, все актеры. Не было ни единого момента, когда можно было расслабиться, пойти на перекур, побеседовать друг с другом о состоянии дел в актерской гильдии или забастовке сценаристов.

— Ваш фильм лучше оригинала? (Имеется в виду снятый 23 года назад фильм Стоуна «Уолл-стрит». — «Труд-7»)

— Я думаю, да. Настолько я могу быть объективным.

Наше досье

Шайа ЛаБаф родился 11 июня 1986 года в Лос-Анджелесе, Калифорния, в семье танцовщицы и мима. Поступи-л в Йельский университет, но учиться еще не начал, так как получает на съемках образование, которого не может дать ни один университет. Снялся в картинах «Я, робот» (2004), «Паранойя» (2007), «Трансформеры» (2007).

ВСЮ ПРАВДУ ОБ ИСТИННОЙ ЖИЗНИ В ГОЛЛИВУДЕ ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ «ТРУДА», В БЛОГЕ ГАЛИ ГАЛКИНОЙ>>

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5825
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5480
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого наркома народного просвещения Анатолия Луначарского

: Дина Егорова
Труд
1927 год, Женева. Луначарский на снимке - в центре. Фото: Scherl, globallookpress.com

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого народного комиссара просвещения Советской России, переводчика, критика и искусствоведа Анатолия Луначарского — одной из самых загадочных...