Шайа ЛаБаф: «Моему поколению придется смотреть в никуда»

Фильм «Уолл-стрит: Деньги не спят» Оливера Стоуна показали в Каннах вне конкурса

«Мне нужно было столько всего доказать… я очень гордый человек»

— Что для вас значат деньги?

— Деньги — это время.

— Свобода, да?

— Да. Деньги — это время. Однако я этого не знал и не понимал. Я не понимал, что можно сделать с деньгами, кто их контролирует, все остальные аспекты, касающиеся денег. Что значит этот тандем — «деньги — -время»? Что он символизирует? Были вопросы, которые я себе никогда не задавал. Я начал работать над этим проектом, будучи голодным до денег и до знаний, как бедный эфиоп, у которого от голода вздулся живот и мухи летают в зубах.

И мне нужно было столько всего доказать… Я очень гордый человек. Я вышел из-под чар темного заклинания и должен был очистить свою совесть, а фильм оказался самым подходящим способом сделать это. Все, через что я прошел, — трагедии моей жизни, горе, страдания и прочее — все пошло в этот фильм. Когда началась работа над фильмом, я был уже более чем готов к ней. Я однозначно был самым подготовленным человеком на съемочной площадке.

— А когда Oливер Стоун осознал, что вы очень подготовленный? В процессе какой-то сцены или иначе?

— У нас был консультант на съемочной площадке — человек, к которому мы должны были обращаться по всем финансовым вопросам, но раза три или четыре он оказался неправ. Это я вывел его на чистую воду, после чего Оливер просто спрашивал меня. Да, в этом и не было ничего сложного. Знаете, в актерском искусстве много темных пятен, в финансах же темных пятен нет вообще.

Цифры ведь не врут. И как актер, играющий реальных персонажей в вымышленном мире, вы действуете так же, как и в реальной жизни. Покажете окружающим, что вы знаете, как работать с цифрами, — и их отношение к вам сразу же изменится. Для меня это было важно, ибо я был далеко не самым уважаемым человеком на съемочной площадке. Я пришел на съемочную площадку, на которой другие актеры меня не ждали. Я оказался там в качестве финансовой приманки, то есть как человек, который принес деньги, без которых дело бы не сдвинулось с мертвой точки. Вот кем я себя ощущал.

Мне казалось, что киностудия утвердила меня на эту роль потому, что им нужны были день-ги, чтобы сдвинуть проект с места. Им нужно было заинтересовать зрителей, а я как раз закончил съемки в «Трансформерах» — все сходилось. Но я их понимаю. Я вообще очень наблюдательный человек.

— Вы рассуждаете как крупный продюсер.

— Нет, я не продюсер.

— А может, продюсирование — ваше будущее?

— Нет, нет и нет. Это я настроился на финансы только для этой роли. Если бы был какой-то другой проект, в который позвал меня Оливер, то я бы пел по-другому. Все зависело от Стоуна. Он немного похож на интеллигентного хулигана, хотя и является милейшим человеком на свете. Он как пасхальный заяц — вам все время хочется обнимать его. Однако у Оливера есть и совершенно иная сторона, совсем не милая, и она постоянно давит на вас, может разбить вам сердце и опустить вас, но в то же время и поднять. Он восхитителен!

«Не ожидайте, что кто-то вам здесь скажет: «Эй, браток, надеюсь, у тебя все в порядке?»

— Что вы теперь думаете об Уолл-стрит после съемок фильма? Вы ведь уже знаете этот мир изнутри, не так ли?

— Вы знаете, если бы я не прошел через все, что прошел, мне, наверное, было бы просто показать на кого-то пальцем и сказать, что он во всем виноват, да еще и проорать: «Мочи этих козлов — это они во всем виноваты!» Но на самом деле все не так просто. Недавний кризис произошел из-за структурных проблем в системе. Понимаете, когда снимался первый фильм, Китай практически не участвовал в глобальной экономике и не занимал такого места, которое он занимает сейчас.

Более того, у вас не было пузыря деривативов в офигительном размере 700 миллиардов долларов, и это при том, что ваш ВВП — всего 500 миллиардов, то есть с этими долгами вы не расплатитесь никогда, потому что это просто невозможно. В мире просто нет такого количества денег, чтобы покрыть долги. В 80-е такой проблемы не существовало, был выход из положения. Сегодня же выхода нет. Даже теоретически выхода просто нет. Это невозможно. Теперь, зная все это, я понимаю, что мое поколение 20-летних людей в 80-е годы имело еще 20 лет экономического развития, а вот сейчас мое поколение — это поколение ниндзя (американский акроним NINJA: «No Investments/Income, No Job, No Assets» — «нет дохода, нет работы, нет активов. — «Труд-7»). Так что моему поколению придется смотреть в никуда, ибо ничего не осталось, а экономика продолжит свое сокращение.

Мы только что потеряли науку в школах — это тоже результат сокращающейся экономики. Мы в штопоре, и уже ничто не спасет нас от этого падения. Половина всех мировых запасов нефти выкачана, а для современной экономики нефть — это все. Нефть в моей зубной щетке, в асфальте, во пластмассе — да во всем! На этом столе нет ничего, что не содержало бы в себе нефть. А заменить нефть нечем. Понимаете, дело не только в автомобилях. Нефть везде, и замены ей нет. В каждой шине 25 литров бензина, и даже если вы будете водить гибридный автомобиль, это ровным счетом ничего не изменит. Кроме того, у нас есть страны БРИК: Бразилия, Россия, Индия и Китай, которые развиваются с такой скоростью, что мы никогда их уже не догоним. Рабочей силе в Китае практически не надо платить. Мы живем в демократии, и у нас есть такие компании, как GM.

Они в дерьме, потому что должны оплачивать медицинскую страховку своих работников — таков контракт. А если они не могут, то государство вступится за работников. Так работает демократия. В Китае действуют те же правила, и у них есть все то же, что и у нас, только вот их компаниям не обязательно платить за медицинское страхование своих работников, или обеспечивать их социальным пакетом, или вообще обращать на них внимание. Я даже не представляю себе, как мы выберемся из этого дерьма. И вдобавок ко всему… В общем, это довольно простая проблема.

У умного паренька, который только что окончил бизнес школу Fordham, два варианта — стать госрегулятором типа шерифа или инвестиционным банкиром. В первом случае вам гарантирована дерьмовая жизнь, во втором же вы получаете все, о чем мечтали: хорошие и легкие деньги, никаких госрегуляций и возможность реализовать свои мечты. В таком случае возникает проблема. Получается, что у нас нет шерифов и полно банкиров. Единственное, почему у нас еще есть шерифы, так это потому, что не все люди могут попасть в инвестиционные банки.

— Но у вас же получилось. Вы даже инвестициями занимались, разве не так? Особенно сейчас, когда вы на таком хорошем счету в Голливуде и, наверное, зарабатываете неплохие деньги. Вы все еще играете на бирже?

— Да, я активный игрок.

— В свете ваших познаний в экономике скажите, как вы сегодня смотрите на Голливуд?

— Настоящий Голливуд — это Индия. Болливуд производит в два раза больше фильмов, чем мы. Видеоигры приносят больше дохода, чем мы. Мы находимся в затруднительной ситуации, потому что вынуждены бежать против времени. Понимаете, рынок для 50-миллионных фильмов просто исчез, испарился. А с ним испарились средние фильмы. Дорогие драмы тоже исчезли. Все это осталось в прошлом. Так что на сегодня у нас остается только монопольное кино — боевики или что-то похожее на видеоигры.

— Думаете ли вы, что ваша работа закончится раньше, чем вы предполагали? Я спрашиваю потому, что вы мудры не по годам. За последние несколько лет вы сильно повзрослели. Как вы думаете, найдутся люди, которые скажут: «Ну и ладно, я лучше займусь собственным делом»?

— Если бы я инвестировал в это дело свои деньги и если бы это был мой хлеб насущный, то да, но я уже разбогател.

— Вы помните, какой была ваша первая зарплата?

— Моя первая зарплата… У меня никогда не было маленькой зарплаты (смеется).

— Какое впечатление произвел на вас Майкл Дуглас?

— Я не был знаком с Майклом-кинозвездой. Человек, которого я встретил, в настоящей дыре — он потерял ребенка. Он навещал своего сына в тюрьме, а потом приходил на съемки фильма. Было очень тяжело, но мы все сняли. Его герой Гордон Гекко в гораздо худшем положении: он вышел из тюрьмы, он сломанный человек. У него нет семьи, и ему некуда идти.

Конечно, Оливер Стоун очень чувствительный человек, можно сказать, душка, но его интересует только фильм, над которым он работает. В Голливуде никто не собирается быть твоим другом и помогать тебе. Все собрались, чтобы снять фильм, и не ожидайте, что кто-то вам скажет: «Эй, браток, надеюсь, у тебя все в порядке?» Никто не собирается вас обнимать и утешать.

Мы довольно жестко показали это в фильме. Мы все, все актеры. Не было ни единого момента, когда можно было расслабиться, пойти на перекур, побеседовать друг с другом о состоянии дел в актерской гильдии или забастовке сценаристов.

— Ваш фильм лучше оригинала? (Имеется в виду снятый 23 года назад фильм Стоуна «Уолл-стрит». — «Труд-7»)

— Я думаю, да. Настолько я могу быть объективным.

Наше досье

Шайа ЛаБаф родился 11 июня 1986 года в Лос-Анджелесе, Калифорния, в семье танцовщицы и мима. Поступи-л в Йельский университет, но учиться еще не начал, так как получает на съемках образование, которого не может дать ни один университет. Снялся в картинах «Я, робот» (2004), «Паранойя» (2007), «Трансформеры» (2007).

ВСЮ ПРАВДУ ОБ ИСТИННОЙ ЖИЗНИ В ГОЛЛИВУДЕ ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ «ТРУДА», В БЛОГЕ ГАЛИ ГАЛКИНОЙ>>