Главная Культура 02:20 26 Мая 2010 4014
Илья Лагутенко: «Придется брать уроки чеченского»
Знаменитая группа «Мумий Тролль» поехала с новой программой в Чечню
Сергей Бирюков

Сегодня одна из самых интеллектуальных русских рок-команд впервые выступит с концертом в Грозном. О том, как возникла мысль выступить в столице Чечни, рассказал лидер «Троллей» Илья Лагутенко.

— Чья идея концерта — ваша или позвали в гости кавказцы?

— Пару лет назад мы выступали в Нальчике, и на наш концерт приехало много молодых ребят из Чечни — мы познакомились после концерта, и они пообещали нам, что мы обязательно встретимся на концерте в Грозном. Сдержали свое кавказское мужское слово — не иначе. Что касается нас, то встреча с желающими услышать «Мумий Тролль» живьем — главная составляющая нашей творческой жизни. Расстояние и границы для нас не помеха.

Может, даже споем песню на чеченском языке, только придется взять у ребят пару уроков. Но я все схватываю на лету! Что касается программы, мы ее готовили при помощи поклонников. На сайте IKRA.TV они всегда делятся своими мыслями. Кстати, не только о любимых песнях, но и о жизни вообще. Добро пожаловать!

— Вы недавно презентовали в Москве альбом «Редкие земли». Это первый ваш такой опыт — когда программа долго «варится» и подбирается на протяжении целого десятилетия?

— Второй такой опыт на подходе, но его выдержка уже 25 лет. А трилогию завершим только через 100 лет.

— В какой момент, оглядывая накопившееся, вы уловили «концепцию», настроение будущего диска и уже стали подбирать песни (а может, и специально сочинять) именно под это настроение?

— Уловил настроения среди активистов нашей социальной сети в интернете, о которой я вам уже сказал. Время от времени они начинают делиться мыслями о песнях, которые не совсем хорошо известны широким массам. А иногда даже и я про них забываю. Они миражи: то есть-то нет. Но иногда миражи превращаются в реальность. По крайней мере в нашем мире это так.

— Вы посвятили пластинку Василию Аксенову, но известно, что вы с ним не были лично знакомы. В чем же, собственно, влияние Аксенова на вас? Есть ли среди его книг самая для вас дорогая?

— «Остров Крым», бесспорно, одна из великих вещей. Я ценю создание детальной атмосферы у писателей и в кино больше всего на свете. Помимо таланта это требует очень большого труда. Причем проходят десятилетия, а книга остается весьма понятной и современной.

— А вам известно что-либо об отношении Василия Павловича к вам и вашей музыке?

— Мне передавали, что «Мумий Троллем» он интересовался и хотел бы видеть в качестве гостей в рамках программы, которую однажды задумывал один из телеканалов. Программе этой не суждено было сбыться, Василий Павлович тяжело заболел. Так что здесь все остается загадкой: так ли это или, может, и наврали мне…

— Некоторые из песен альбома написаны довольно давно. Были ли среди них такие, что потребовали какого-то переосмысления, переозвучания? А что пошло в совершенно изначальном виде?

— Песня «Лучи» была опубликована в варианте, который записан непосредственно в момент сочинения этой песни. Хотя существовали разные студийные и концертные версии, мне этот самый первый дубль до сих пор нравится больше всего. Вообще-то такого принципа и хотелось придерживаться: самый первый дубль лучше всего отражает настроение момента.

— Песни, должно быть, возвращали вас в какие-то жизненные ситуации соответствующих времен. Куда вернуться было радостнее всего?

— Радостнее всего смотреть вперед. Ей-богу! Сегодня я поднимаю, что «Мумий Тролль» никак не утратил своей актуальности ни в звучании, ни в разговоре с текущим временем. Такое своеобразное подведение итогов очень даже вдохновляет. Получается то, что я делаю сейчас, оно, может, даже опережает события. Значит, я строю будущее своими руками!

— Где и когда было такое бесснежное морозное Рождество, про которое поется в песне «С новым годом, крошка»?

— В Приморье, где я вырос, мы всегда мечтали о большом снеге! Именно потому, что его было мало, я не научился кататься ни на коньках, ни на лыжах. То ли его сдувало сильными ветрами, то ли это было глобальное изменение климата в действии. Но снегопады были очень редки для декабря.

— Про песни «Другие места» и «Масло» вы говорили, что они написаны в переломную эпоху, когда менялись тысячелетия, власть на Руси… Это потому они вышли такими смутно-тревожными? И, ради Бога, не обижайтесь, но как все-таки расшифровать их тексты, которые — сплошная загадка? Кто это — та, которая получает «сверхточные сигналы в 6 утра»? С кем «не оставь меня с нею с одною, станет страшно за фары машины…»?

— В моих текстах нет ни одного лишнего слова, поверьте моему честному слову. Похоже, надо будет открыть ежедневное приложение к газете «Труд» — «Твое понимание строчек МТ». Ведь докопаться до истины — это тоже труд, не так ли?

— А песня «Нет, нет, нет» — наверное, ближе к сегодняшним дням? Потому что в ней такая спокойная, мудро-воспоминательная интонация.

— Я не знаю, почему песни получаются теми или иными. Они такими получаются. Я их не специально пишу. Они приходят, как…времена года, если хотите.

— Все рецензенты сходятся на том, что ваш стиль очень изменился после недавних длительных турне по Америке.

— Мы очень много играли в маленьких рок-клубах на правах абсолютно никому неизвестной группы с другого континента. Слова песен по определению непонятны для новой публики. Видимо, приходят какие-то навыки, как заставлять эту музыку телепортироваться в голову иностранного слушателя. Видимо, отголоски и на своих слышны…

— Какие американские впечатления особенно повлияли на вас?

— В Кембридже у нас случилось приключение с автобусом. Заблокировало дверь. Выяснилось, что один из поклонников просит подписать двухдолларовую купюру на память. Я объясняю, что это плохая примета: дескать, что-нибудь случится, и он эти деньги потеряет. В истерике он продолжает требовать подписать. Подписываю. В следующий момент в автобусе пропадает давление.

Дверь не открывается. Водитель на законном отдыхе, его мобильный отключен. Деньги остаются в автобусе, поклонники — на улице. После двух часов ожидания они уходят. На улице также остается Пунга (барабанщик «Мумий Тролля» Олег Пунгин) — прохожие подсаживают его, чтобы он все-таки пролез в окно автобуса. Парни-добровольцы так разошлись, что Олег влетел в автобус горизонтально — как Супермен, вытянув вперед руки.

— В вашей жизни большую роль сыграл и Китай — вы ведь китаевед по образованию, много в этой стране бывали. Чем та публика особенна? И чем ее может пронять русский музыкант? А какие вещи, понятные нам, с трудом доходят до них?

— Моя первая поездка в Китай случилась во время учебы в Дальневосточном государственном университете в 1991 году. У нас существовала программа обмена студентами. Я объездил всю Поднебесную, можно сказать, изучил страну изнутри: жил в общежитиях, общался с народом, путешествовал, в том числе и на велосипеде.

И Китай меня абсолютно покорил. Тем, что он другой. Китайцы, кстати, приветливы и любопытны по отношению к иностранцам. И жить там довольно легко, особенно если знаешь язык и элементарные традиции. Хотя вы автоматически должны очень любить людей! Побыть наедине среди миллиарда китайцев вам вряд ли удастся.

— Недавно ваша песня пришлась очень кстати во время тура по Украине, как раз когда там решался вопрос о судьбе русского флота в Севастополе.

— В песне «Смог» я действительно пытался выразить свой взгляд на судьбы военных моряков, в том числе и задумываясь, как подчас судьба разводит в стороны экипаж, который однажды был единым целым. Я служил в КТОФ (Краснознаменном Тихоокеанском флоте) в 87–89 годах, и наша небольшая часть действительно была и осталась как «экипаж-семья» — русские, украинцы, грузины… Мне очень сложно понять некоторые вещи, которые происходят сейчас. Смог в песне и смог в Раде — это, конечно, совпадение. Я не ожидал такого пророчества от себя.

— О вас говорят как о человеке, введшем моду на запись альбомов на престижных зарубежных студиях. Но разве недостаточно качественных студий в России?

— Некоторые говорят: а зачем тебе вообще записываться на этих дорогих студиях в Лондоне, Нью-Йорке… Можно и у нас. Можно, но одно дело сидеть в душном подвале с туалетом в подсобке или ездить в студию по три часа в пробке… А можно и по-другому. Недавно мы построили в Подмосковье на Новой Риге свою студию «Рок-гараж». Там записываются самые разные музыканты, и мы сами. Уже приезжают даже из-за рубежа. На мой взгляд, вообще уровень студии определяется не списком дорогущей аппаратуры, а настроением, которое она создает у музыканта. И впечатлениями, которые потом фиксируются в записи.

— У вас помимо музыки много параллельных проектов — участие в кино «Ночной дозор», написание книг…

— Готовится к выпуску моя вторая книга из серии «Книга Странствий», она будет про Север. Я, признаюсь вам честно, никогда не бредил идеей блеснуть на литературном поприще. И на предложения поучаствовать в подготовке биографических книг о «Мумий Тролле» всегда отвечал с усмешкой. Потому что казалось, что время еще не пришло или что это должен делать кто-то другой, точно не я. Но представители издательства «Жук», в итоге выпустившего «Книгу странствий», убедили меня, что не надо думать об этом слишком серьезно. Они нашли нужную повествовательную форму.

Это даже не истории, которые я рассказываю о своих путешествиях, а как бы ответы на вопросы друзей о том, где я был и что делал, пока они меня не видели или до того, как мы познакомились. Возникла идея сделать из этого иллюстративную историю, в которой были бы Восток, Запад, Север и Юг. Но без жесткой привязки к компасу, а с привязкой к личным впечатлениям. А поскольку я вырос во Владивостоке и бОльшую часть жизни, формально говоря, провел там, то с Востока решили и начать. В книге про Север будет меньше текста и больше фотографий, потому что Север ведь безмолвный.

Север для меня — это места, где есть снег. Москва, скажем. Или вот, например, несколько лет назад мы всей группой были в Гренландии, выступали там. Эта поездка оказалась одним из самых запоминающихся эпизодов в нашей гастрольной деятельности. На тот момент, когда мы там появились, мы были второй группой за всю историю, которая посетила это место. В книжке «Север», над которой я сейчас работаю, будет и про Гренландию, и про Камчатку с Чукоткой, и про Канаду, и про северные американские штаты, где мы побывали в ходе нашего американского тура.

— Как-то развивается эпопея по изучению дальневосточного тигра, в которой вы участвуете?

— Недавно принимал участие в съемках социального видео в защиту тигра. На экране пришлось вживаться в образ этого опасного и красивого животного. Самым эффектным трюком был прыжок на камеру, летал по-настоящему. Ролик выдвинули участвовать в конкурсной программе фестиваля «Каннские львы — 2010».

— После Грозного и Петербурга в вашем концертном графике пауза до осени. Как предпочитаете отдыхать? Уезжаете на модные курорты или в ваш любимый Китай?

— Поменьше бестолковой суеты. Мне вполне хорошо дома. Иногда откликаюсь на предложения друзей, они всегда знают, что мне подходит.

Резюме

Илья Лагутенко, рок-музыкант

Родился: 16 октября 1968 года в Москве. В 1969 году после смерти отца семья переехала во Владивосток. Учился в школе с углубленным изучением китайского языка. Первую музыкаль-ную группу «Бонни Пи» основал в возрасте 11 лет. В 1992-м окончил Дальневосточный университет. Служил на флоте. В 1983 году основал группу «Мумий Тролль».

Первый успех — альбом «Морская» (1997). Имеет сына Игоря от первого брака и дочь Виви от модели Анны Жуковой, на которой женился в 2008-м.

Выбор

Лучшие альбомы группы «Мумий Тролль»

«Морская» (1997)

Альбом, положивший начало мумий-троллемании.

Записан с английскими музыкантами. Что ни песня, то хит: «Девочка», «Утекай», «Скорость».

 

 

«Икра» (1997)

Альбом, перевернувший русский рок. Сделан жестче и смелее, чем «Морская». Включает песни «Ранетка», «Алмазами», «Далеко».

 

 

«VIII» (2008)

Двойной альбом, ознаменовавший возвращение «Мумий Тролля» после ряда спорных пластинок. Песни эффектные, как на подбор.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5726
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5357
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...