Мало кто, кроме тренера Олега Васильева, верил в успех. А он, победитель Олимпийских игр 1984 года, шел к цели методами не совсем традиционными. Олег рассказывает, что даже после очередной победы Тани и Максима на февральском чемпионате Европы он понял: обычными методами китайцев не обыграть. И в качестве первого неожиданного шага отправил своих спортсменов, тренирующихся вместе с ним в Чикаго, на отдых.
А на последнем этапе пара готовилась в Коннектикуте, где периодически живет Татьяна Тарасова. Маэстро согласилась помочь коллегам. Тренировались по ночам - в остальное время лед был занят. И за три вечера ночных бдений успели обновить в программе многие переходы, связующие элементы. Ребята воспринимали советы Тарасовой безоговорочно. И вернулись в Чикаго окрыленными. Там их уже ждал Олег. И снова тренировки по 6 часов в день.
В Дортмунде питерские фигуристы волновались страшно: не могло не тревожить, что сразу три пары из Китая, катавшиеся на тренировках рядом, находились в прекрасной форме. Рассказывают, будто китайцы проводили на льду по 8 часов в день. Как пробить эту непробиваемую "китайскую стену"?
Максим, как всегда, был сосредоточен, немногословен. На двери его гостиничного номера все время висела табличка: "Просьба не беспокоить". День рождения (27 лет ему исполнилось накануне финала) не отмечал никак.
Серьезные надежды на успех сохраняла и вторая наша пара - Маша Петрова и Леша Тихонов. Но тут за несколько часов до старта произошло несчастье: впервые за шесть лет совместных выступлений отработка высокой поддержки чуть не закончилась катастрофой. Алексей внезапно споткнулся, и Маша упала, ударившись о лед. К счастью, обошлось без перелома. Но локоть повредила здорово. На левую руку наложили плотную повязку. Однако до самого последнего момента раздумывали: стоит ли выходить на лед?
Вот почему четвертое место Петровой - Тихонова надо расценить не как обидную осечку, а, скорее, как доказательство их класса и мужества.
Между тем в китайской сборной не только Шэн и Джао, но Пан Цинь и Тун Цзянь доказали, что их школа парного катания развивается ошеломляющими темпами.
Наверно, только Олег Васильев и знает, за счет чего можно их побеждать. Он считает: "Надо еще больше работать над артистичностью, здесь мы явно впереди. Недельки три отдохнем и начнем готовить новую программу".
- Может, снова прибегнуть к помощи Тарасовой?
- Вполне вероятно. Я благодарен Татьяне Тарасовой, она сразу откликнулась на нашу просьбу помочь. А потом, кто сказал, что у нас нет своей российской школы? Она бесспорно существует!
- А в чем секрет столь быстрого китайского рывка? - спросил я нового чемпиона мира Максима Маринина.
- Секрета нет, у них огромные людские резервы. И потому широчайший выбор. У нас сегодня такого нет.
- Максим, в кулуарах пришлось услышать, будто ваш выигрыш случаен...
- Как может быть случайна победа на чемпионате мира? Мы же выиграли короткую программу. Были на высоте и в произвольной. А Ксю и Хонгбо после короткой композиции остались четвертыми. Перебраться оттуда на первое место было вероятно только при одном условии: если бы мы дрогнули. Но вы же все видели, мы не допустили ни единого промаха. Чемпионы именно мы.
Жесточайшая конкуренция не отразилась на личных отношениях с китайцами. Алексей Тихонов рассказывал, что иногда после состязаний Хонгбо и Шэн захаживают к нашим в гости. Не брезгуют простой русской закуской. Джао выучил фразу: "Говорите со мной по-русски, и я выучу русский".
А вот у мужчин-одиночников особой дружбы между соперниками не наблюдается. Здесь накал борьбы предельный. Лучшие из них вышли на лед, когда в Москве уже наступил новый день. Лидировал Женя Плющенко. Вслед за ним шел француз, чемпион Европы этого года Брайан Жубер.