Главная Культура 12:46 25 Сентября 2017 2334
«Проблема российского кинорынка – в замкнутости и снобизме»

Работающий в Америке отечественный режиссер Кирилл Зима – о том, как вернуть нашему кинематографу его мировые позиции

Ангелина Глебова

Россия и Америка – из тех стран, где кино – больше, чем кино. Зритель верит режиссерам, актерам, героям и живет, ориентируясь на то, что видит на экране. Это и делает кинематограф важным явлением в жизни стран. Но если в Америке киноиндустрия – бизнес, бизнес и еще раз бизнес, то в России основная часть фильмов создается за счет государственного финансирования, то есть на средства народа. Только вот народ не всегда рад тому, что предлагают ему в кинотеатрах отечественные деятели, и нередко выбирает американское кино. Режиссер Кирилл Зима начал снимать независимое кино в России. Но после победы его фильма «Сука» на престижном фестивале в Америке получил грант на обучение в киновузе в США, где достиг степени магистра, и теперь активно работает над различными кинопроектами. С газетой «Труд» Кирилл Зима обсуждает актуальную и очень острую тему – инвестиций в независимое кино.

– Кирилл, в современной России бытует мнение, что финансировать независимое кино – чистой воды меценатство. И таких продюсеров называют «дураками». По какому принципу инвестируется независимое кино в США?

– Для начала стоит сказать, что отношение к кино как к таковому в России и в США очень сильно отличается. В США кино уважают, а тех, кто его создает – ценят. И речь не только о развитии искусства как такового, хотя к этому в Америке относятся с гораздо большим трепетом, чем принято считать в России. Речь еще и о том, что это бизнес, а также рабочие места для десятков тысяч человек. Это налоги. Это постоянное пульсирование капитала. Это и крупный бизнес, и средний, и малый. Любой человек, обладающий финансовыми возможностями, может вложиться в независимый фильм, и если он окажется интересным и востребованным, получит хорошую прибыль. Конечно, истории о том, что кто-то, вложив 20 тысяч долларов, получает200 миллионов – это мифы. Сверхприбыли получают дистрибуторы и крупные студии, которые покупают хороший, пусть и низкобюджетный фильм, и вкладывают в его рекламу сумму, превышающую бюджет самого фильма. Но, скажем, вложить 250 или 500 тысяч долларов и получить 1 миллион чистой прибыли – вполне вероятно. Или, скажем, вложить 1,5 миллиона и получить пять. Конечно, от провалов никто не застрахован. Факторов риска множество. Но, если даже фильм не оказался в прокате в США, его можно продать в другие страны или реализовать через онлайн-кинотеатры. Это существенно снижает риски для инвесторов.

– Наверняка вы слышали о буре, которая разразилась вокруг фильма «Матильда» Алексея Учителя. Громкие скандалы способствуют продвижению фильма, или напротив?

– Насчет продвижения этой картины сказать не могу. Если мотивации у российских инвесторов итак было недостаточно, то в свете последних событий её станет еще меньше. С одной стороны – какие-то фанатики, готовые поджигать кинотеатры, которых к тому же чуть ли не лоббируют официальные лица, с другой – невероятные цены на прокатные удостоверения: 5 миллионов рублей! А о том, что на эти деньги, имея талант, бойкого продюсера и хороший сценарий, вполне можно снять фильм, который изменит в лучшую сторону весь российский кинематограф, никто не подумал?

– Говорят, что в Голливуде каждый второй житель или снимает кино, или играет в нем. Каким образом искать инвестиции, если такая конкуренция? В России профессия режиссера – редкая, элитная, но при этом денег на кино не найти: никто не хочет давать по разным причинам. Что нужно предпринять для изменения ситуации?

– То, что происходит в Голливуде, скорее не конкуренция, а многообразие. То есть конкуренция есть на всех остальных позициях, но только не у режиссеров, имеющих собственный стиль и оригинальные сценарии. Вот, например, есть я с моими фильмами «LUX» и «Charon», которые находятся в активной стадии разработки. А есть мои друзья и коллеги с их интересными и перспективными проектами. У нас совершенно разные инвесторы с разными возможностями, привлекающие финансирование из разных сегментов рынка. Даже из разных стран. Разве мы конкуренты? Мы – общность, которая верит не только в свой успех, но и в то, что мы сможем что-то после себя оставить. Мы мотивируем себя и других. А общую голливудскую конкуренцию, в плохом смысле этого слова, это многообразие, напротив, снижает. Ведь чем больше фильмов, тем больше рабочих мест. И каждый должен понимать – чтобы было комфортно находиться в какой-то среде, надо работать не только на себя, но и на эту среду.

Что касается российского кинорынка, то его проблема, помимо отсутствия окупаемости, в замкнутости, снобизме, даже враждебности. Все это не способно поднять престиж кино в России и расшевелить кинобизнес. Российские продюсеры постоянно пытаются выдать какой-то мистический «ответ Голливуду», словно не понимая, что сначала надо вывести свой рынок на мировой уровень. Конечно, в России есть продюсеры, которые пытаются это сделать и вполне успешно. Это, к примеру, Александр Цекало, Тимур Бекмамбетов, Александр Роднянский. Но в общем тренде изоляции этого все еще недостаточно. Нужно иметь общую цель сделать российское кино частью кино мирового.

Китай – страна с, наверное, самой быстрорастущей киноиндустрией в мире – постоянно взаимодействует с Голливудом. Китайские инвесторы вкладывают огромные деньги в фильмы китайских же режиссеров, снимающих фильмы в США. К работе над этими фильмами привлекаются как американские звезды, так и звезды китайские. Идет постоянная коллаборация на международном уровне.

Или, например, Казахстан. В Лос-Анджелесе очень много молодых и талантливых казахов, которые получают здесь образование и проходит стажировки. А знаете почему? Казахстан постоянно отправляет свою молодежь учиться в американские вузы. Если я не ошибаюсь, это около 500 – 600 грантов в год. И многие приезжают учиться на режиссеров, продюсеров, актеров, операторов. Правда, после этого они должны отработать 5 лет в своей стране. Но не по распределению, а на тех проектах, которые им интересны. Опять-таки никто не в убытке. Индустрия растет. Престиж кино поднимается. Конечно, все эти процессы требуют какого-то времени. Но они уже запущены. Когда всех этих ребят отправляют в США, им не говорят: «Да кому вы там нужны?», а когда они возвращаются, не советуют: «Езжайте обратно в свою Америку!»

– А в России говорят?

– Да, говорят так русским специалистам, которых здесь очень много, и которые очень ценятся. Только разница в том, что многие из них сами приехали сюда, наладили связи и стали активно работать. У меня таких примеров множество. Оператор-постановщик, с которым я много работаю, Егор Поволоцкий. Его буквально разрывают на части. Пока что в независимом кино, но его имя уже стало для многих знаком качества. Сергей Штерн – композитор, который пишет просто превосходную музыку. Его на руках носят. Артём Мирошин – очень востребованный художник по компьютерной графике. В России, в его родном Хабаровске, если я не ошибаюсь, он снимал без бюджета фильмы в жанре фантастики и сам делал к ним компьютерную графику. Но вместо того, чтобы поддержать его, когда он попытался организовать ограниченный прокат, ему просто сказали, что он должен позиционировать свой фильм как снятый при поддержке, если вообще не при участии, каких-то местных властей. Причем всё это было в очень наглой форме. Он отказался, в итоге все показы были отменены. А это могло быть явление! Стало же неприятным воспоминанием. Есть еще множество молодых русских продюсеров. Я имею в виду не только тех, кто привлекает деньги, но и тех, кто отвечает за организацию съемок – линейных продюсеров. Это люди, умеющие максимально эффективно расходовать средства, распределять силы, делать документы и разрешения. При этом они разбираются в оборудовании, в оптике, в «киноязыке».

Несмотря на то, что все эти специалисты работают в Америке, это ведь и российский ресурс. Ресурс, с помощью которого можно создавать невероятные по качеству международные проекты. Ресурс, который можно так или иначе использовать для российского кино.

Так вот, возвращаясь к целесообразности инвестиций в российское кино. Просто нужно расширить понятие этого самого российского кино. Использовать все ресурсы для того, чтобы сделать его успешным на международном уровне. Чтобы было больше российских фильмов, которые были бы интересны и иностранным зрителям и российским. Я говорю не о русско-американских криминальных комедиях и боевиках со стереотипными гангстерами, а о действительно интересных оригинальных фильмах.

Тогда кино будет окупаемым и интересным для инвесторов. Я не говорю, что надо снимать всё кино в других странах. Я говорю о том, что надо создавать свои имена, которые будут интересны во всем мире. И тогда самый скептичный зритель – российский – постепенно перестанет относиться к отечественным фильмам с предвзятостью.

Возьмите Бекмамбетова. Его «Дозоры» – это не миф – действительно «прозвучали» в Америке. По крайней мере, в кинематографической среде их знают очень хорошо. Потом он снял несколько американских фильмов. И все это очень сильно укрепило его позицию не только как режиссера, но и как продюсера. Как продюсера даже особенно. Я не могу сказать, что мне нравятся все его продюсерские проекты с художественной точки зрения, что абсолютно естественно, так как у него их бесчисленное множество. Но это невероятный скачок для киноиндустрии. И таких скачков, конечно, нужно больше.

То же самое для Франции, с моей точки зрения, сделал Люк Бессон. Он очень сильно поднял свой престиж, а потом этот престиж позволил ему усилить позиции местного коммерческого кино во Франции. А вслед за этим и ситуация с инвестициями в авторское кино стала намного лучше. Что мешает нам пойти по этому же пути?

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Александр Ильин попал в больницу с аппендицитом

Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Москве был экстренно госпитализирован актер Александр Ильин, который известен по роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Об этом сообщил Telegram-канал Shot. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, 40-летний Ильин был доставлен...

При поддержке «Роснефти» Индия принимает премьеру ледового шоу Татьяны Навки «История любви Шахерезады» 

Фото предоставлены организаторами мероприятия

Представление в течение трех дней пройдет на спортивном стадионе EKA ARENA Ахмадабада.  Специально для шоу на стадионе установлена ледовая площадка, для создания которой было использовано более 100 тонн настоящего льда. Сюжет ледового...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 20:01 / 16 Ноября 2024 7595
Изнанка гламура

Режиссер фильма «Руки Вверх!» Аскар Узабаев снимет сериал о закулисье Патриарших прудов

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В то время как фильм «Руки Вверх!» об одноименном коллективе продолжает оставаться среди лидеров проката, его режиссер Аскар Узабаев уже вынашивает замысел сериала «Бедные Патрики». Все знают, что Патриаршие...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7588
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Он не был русским по крови, зато стал одним из самых русских композиторов века

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Баталии в профессиональном композиторском цехе редко выходят на широкую публику. Сталинские времена, когда не только Шостаковича — всю страну держали во вздрюченном состоянии, давно миновали. Но чтобы призрак...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?