- Говорят, своими успехами вы во многом обязаны родителям...
- Да, это так. Я выросла в интеллигентной семье - моя мама была большим руководителем на ТВ по технической части, а папа - физик, ученый, кандидат наук. Я вспоминаю детство как постоянную атмосферу доброжелательности, уюта и праздника. Как типичный ребенок из московской семьи, я была записана во всевозможные студии - родители не хотели, чтобы после школы дочь болталась без дела во дворе. Музыка, фигурное катание, гимнастика, художественное слово, бальные танцы, английский язык и даже космический кружок... С восьмого класса постоянно снималась и играла в ТЮМе - Театре юных москвичей в городском Дворце пионеров, где моим первым педагогом по сценическому движению и мастерству был небезызвестный нынче Виктор Шендерович. Я очень благодарна родителям, поскольку все полученные навыки мне в жизни пригодились.
- Где вам нынче комфортнее, удобнее в творческом плане - на театральной сцене или на съемочной площадке?
- Для меня театр и кино дополняют друг друга. Я выпускница ВГИКа, из мастерской С. Бондарчука и И.Скобцевой. Сергей Федорович взял меня на свой курс практически без экзаменов, на протяжении 4 лет учебы я играла во всех студенческих спектаклях, которые он ставил. И даже пробовалась на роль Аксиньи из "Тихого Дона" в его многосерийной версии. Но в театр раньше редко приглашали после "киношного" вуза. Да и в кино предпочитали театральных артистов: считалось, что они более профессиональны.
После ВГИКа мне повезло: пригласили в Центральный театр Российской Армии, где главным режиссером был Леонид Хейфец. Он поверил в меня сразу, дал роль Нины в "Маскараде", много со мной репетировал. Тогда я поняла, как нужно работать, чтобы тебя приняли и этот огромный зал с высоченными потолками, и сцена, на которую при желании можно выкатить танк... Сегодня мне одинаково комфортно и на съемочной площадке, и на театральных подмостках.
- На сцену вашего театра замечательный актер Владимир Зельдин выходил 1500 раз в прекрасном спектакле "Учитель танцев". Как-то он рассказывал, что в день спектакля не обедает - только завтракает. А вам приходится каждый вечер выкладываться по максимуму?
- Для актера очень важно всегда быть в форме. Ведь часто случается, что человек блеснул, взлетел, а потом - полное молчание, бездействие и безработица. Актер ждет, надеется, и вдруг удача - тебя приглашают. Если ты уже "расплылся", то не сможешь использовать этот шанс. Надо держать себя в хорошей физической форме. Например, я хожу в тренажерные залы, занимаюсь аэробикой, плаванием, конным спортом. Мне нравится тот ритм жизни, в котором я живу. Снимаюсь в кино и сериалах, играю в театре, учусь в МГУ и воспитываю маленькую дочку. И если с утра знаю, что вечером у меня спектакль, то мое настроение подчинено только этому. Я даже по-другому с людьми общаюсь, меньше себя трачу.
- В Театре Армии у вас не так много ролей - Беатриче в "Много шума из ничего" Шекспира, Вера Филипповна в "Сердце не камень" Островского, Элиза в "Скупом" Мольера. Не перейти ли в другой театр, к какому-нибудь "модному" режиссеру?
- В любом театре живет дух людей, которые в нем работали, наполнили его особой атмосферой. У нас очень дружный коллектив, не "террариум", как это иногда бывает в других коллективах. Для меня театр связан с работой и теми добрыми ощущениями, с которыми я прихожу и ухожу оттуда. У меня была большая пауза в работе - 3 года, и я очень волновалась, как тут меня примут. Вернулась - и как будто не уходила, все так меня ждали, радовались, а перед первым моим спектаклем директор театра вышел на сцену и объявил, что сегодня у нас необычный вечер, к нам вернулась наша молодая мамочка Оленька Кабо... Это было очень трогательно.
Театр Армии привержен классике, значит, это "мой" театр. С 1983 года (тогда первый раз снялась в кино) в моей судьбе все посвящено классике. Может быть, к этому располагают и мои внешние данные. Я и в жизни консерватор, не люблю менять свой внешний вид, перекрашивать волосы, соблюдаю классический или спортивный стиль одежды, не люблю с собой экспериментировать. Предпочитаю быть такой, какой создала меня природа. В театре, может быть, и согласилась бы сыграть в чем-то авангардном, если бы предложили. Но я очень благодарна нынешнему режиссеру Театра Армии Борису Морозову за то, что наши герои говорят языком авторов, которые написали произведения. Недавно поступило предложение сыграть Роксану в "Сирано де Бержераке" в Театре имени Моссовета вместе с Сашей Домогаровым. От антрепризы я пока бегу, потому что предлагают не то, в чем хочется участвовать, предпочитаю играть в академических театрах. Мне не нравится суета поездок, зарабатывание денег, хотя в этом ничего плохого нет. Но, по-моему, при этом теряется качество.
- Вы отвечаете на письма своих зрителей?
- Я получаю письма от зрителей, но не отвечаю. Потому что их достаточно много, и у меня нет времени переписываться со всеми. Но я благодарна людям, которые рассказывают о своей жизни и черпают какую-то отдушину в моих спектаклях и фильмах.
- С кем из актеров дружите?
- У меня достаточно узкий круг общения. Есть две подруги, одна - молодая актриса, другая - ассистент режиссера из Ленкома. Я очень семейный, домашний человек. Но со всеми актерами, с которыми я работала, у меня трогательные и нежные отношения. Начиная с моих партнеров по фильмам - Ширвиндта, Державина, Караченцова, Ярмольника, продолжая каскадерами и заканчивая коллегами в театре. Я понимаю, что в любую минуту могу обратиться к ним за помощью, за советом. Но дружба, по-моему, - это немного не то слово. Наверное, друзей приобретают в детстве, а сейчас отношения более деловые, что ли.
- Вы снимались и в Голливуде. Что это были за картины и как вам там работалось?
- Я с удовольствием снималась за рубежом - от Греции и Южной Кореи до Голливуда. Работала с Роджером Корманом, известным американским режиссером и продюсером, который поставил 50 собственных фильмов и спродюсировал 550 картин - его ретроспектива была представлена в рамках XXIII Московского международного кинофестиваля. В фильме Кормана "Похороны крыс" сыграла одну из главных ролей. Для озвучивания полгода училась в американском колледже. В 1993 году еще одним опытом работы с американцами стала картина "Бегущий по льду". Съемки проходили в России, но стиль жизни и работы съемочной группы был совершенно другой, я оценила непривычную для нас четкость и слаженность. В триллере другого американца - режиссера Барри Сэмсона - сыграла главную роль вместе с нынешними и бывшими советскими актерами: от Евгения Лазарева до Олега Видова.
- Вы снимаетесь в стосерийном "Салоне красоты". Имеет ли этот новый для нашего экрана киножанр право на существование?
- Когда меня пригласили сниматься в этом сериале, а на главную роль претендовало около ста актрис, я долго раздумывала. Но, во-первых, фильм должен быть о любви, а ее на сегодняшнем экране не хватает. А во-вторых, роль давала возможность много раз "видоизменяться" в кадре - моя героиня проходит путь от 17-летней провинциалки до 30-летней процветающей бизнесвумен. Кстати, меня приглашали участвовать практически во всех отечественных сериалах, которые нынче без устали демонстрируются по телевидению, но я все время отказывалась, потому что сюжеты предлагали про мафию, про "разборки". Этот "жизненный слой" для меня неинтересен. После "Крестоносца", он был первым трюковым остросюжетным фильмом, снятым на злободневную криминальную тему, мне не хотелось возвращаться к отработанному материалу. А "Салон красоты" - это фильм-сказка о современной Золушке, любовь пронизывает весь сериал от первого до последнего кадра. Вместе со мной снимаются замечательные актеры Валерий Боровинских, Вера Васильева, Юрий Назаров, Ивар Калныньш... У нас сложный график работы: каждый день с 9 утра до 11 вечера снимается одна серия. У меня меняются прически, костюмы и партнеры, а я - константа в съемочном павильоне. В шутку я уже попросила, чтобы меня прописали на этой киностудии...
- Вы ходите на тусовки?
- Раньше светской жизни у меня было в избытке. После окончания ВГИКа я однажды "проснулась знаменитой": завоевала титул "Мисс Московский кинофестиваль-1989", мое фото было на обложках практически всех популярных журналов. С тех пор у меня не было творческих простоев, и как я начала сниматься в 15 лет, так и продолжается: за плечами 50 киноработ, причем 40 из них пришлись на кризисный период в истории нашего кинематографа. Я очень счастлива в своей профессии. Раньше ходила на все тусовки, мне нужно было заявлять о себе. Была на презентациях, премьерах, кинофестивалях, ездила с концертами по разным городам. Сейчас понимаю, что все это суета и себя нужно доказывать своими работами. Ездить на кинофестивали без своей картины - по-моему, это распыление сил. Если у меня появляется свободное время, отдаю его своей дочери. Сейчас я редко где-то появляюсь, моя жизнь достаточно замкнутая, но мне она нравится.
- Ваша трехлетняя дочка мечтает быть актрисой?
- Моя дочь - натура творческая и очень артистичная, безумно любит петь, танцевать. Я никогда ей не говорила: будь актрисой, но это, видимо, в крови. Как-то на показе модной детской одежды она пошла в пляс, стала повторять движения детишек, демонстрирующих одежду. Так в 2 года и 8 месяцев она заслужила свои первые аплодисменты. Сейчас Танечка говорит, что будет сниматься в кино и выступать на сцене, как мама, и всегда спрашивает меня, как прошла репетиция и что сказал режиссер.
- Вы учитесь на искусствоведческом факультете МГУ. Что это вам дает? Собираетесь ли в аспирантуру?
- Я учусь на 4-м курсе факультета истории искусств, но этот год у меня выпал из учебы - съемки, репетиции... Я не могла уделять должного времени занятиям, а я человек дотошный и не могу сдавать сессию, лишь бы сдать. Ночами готовлюсь к экзаменам, дрожу, переживаю, хоть это и второе образование. Если доживу до диплома, то выберу русское искусство XVIII века, это было очень "театрализованное", "карнавальное" столетие. Получается, что моя профессия и нынешнее образование тесно связаны, а что касается аспирантуры - почему бы и нет? Я получаю несказанное удовольствие от учебы и считаю, что актеру необходимо знать искусство. Кстати, Борис Плотников, мой постоянный партнер и наставник в Театре Армии, чьим мнением я очень дорожу, в свое время окончил этот же факультет.
- Ваши творческие планы?
- До конца года я уже ангажирована. Осенью в Театре Армии состоится премьера спектакля "Скупой", а пока, до начала сезона, снимаюсь у Всеволода Шиловского в четырехсерийном фильме под рабочим названием "Тени и люди".
- Вам приходилось прыгать в фильме с пятнадцатого этажа, тренироваться для съемок в космосе. Легко соглашаетесь на рискованные роли?
- Еще Бондарчук заложил во мне истину: артист должен уметь все и никогда не говорить "нет". Он учил своих студентов тому, что театр и кино - это большая работа, лентяям духом и телом там делать нечего. Актер должен быть полным хозяином роли: от текста до сценических движений. Отсюда мои прыжки с пятнадцатого этажа и испытания в центрифуге.
Я стала первой на российском экране актрисой-каскадером и членом ассоциации "Каскадеры России". В фильме "Крестоносец" я все трюки выполняла сама. А перед съемками картины по мотивам романа Чингиза Айтматова "Тавро Кассандры" я вместе с Владимиром Стекловым прошла полную программу испытаний в Центре подготовки космонавтов и была допущена к полету. Могла бы стать первой актрисой-космонавтом! Теперь у меня есть свидетельство, что я абсолютно здорова и могу полететь в космос. И хотя съемки фильма так и не начались, и станции "Мир" уже не существует, мне есть что вспомнить и чем похвастаться перед друзьями...