Главная Культура 17:35 25 Июля 2019 2094
Василий Шукшин. Он служил одной только правде

Сегодня, в день рождения классика литературы и кино, мы попросили его друзей и коллег вспомнить Василия Макаровича

Леонид Павлючик
Фото: © Igor Gnevashev, globallookpress.com

90 лет назад родился Василий Макарович Шукшин. Из них на белом свете он прожил ровно половину. Но к своим 45 годам успел поработать колхозником, слесарем и директором школы. Отслужить на флоте матросом. Сыграть около 30 киноролей, в том числе в фильмах «Два Федора», «Комиссар», «Простая история», «Они сражались за Родину». Поставить шесть фильмов по своим сценариям — среди них «Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Печки-лавочки», «Калина красная». Написать два романа — «Любавины» и «Я пришел дать вам волю», несколько повестей и пьес, огромное количество блистательных рассказов. Сегодня, в день рождения классика литературы и кино, мы попросили его друзей и коллег вспомнить Василия Макаровича.

Наталья БЕЛОХВОСТИКОВА , актриса, народная артистка РФ

— Вспоминаю первую встречу с Шукшиным. Это случилось при подготовке к съемкам фильма «У озера». Мне 17 лет, Василий Макарович к тому времени уже широко известный актер, режиссер, писатель. У нас намечена первая совместная репетиция. От робости иду в кабинет к режиссеру Сергею Герасимову на ватных, подкашивающихся ногах. Когда открыла дверь — сразу увидела Шукшина. Он стоял у окна, распахнутого в декабрьский морозный день, и пытался зажечь спичку, чтобы закурить. А руки его не слушались, дрожали от волнения. Он обернулся, посмотрел на меня своими бездонными глазами — и у меня внутри все стало на место. Я как-то сразу и навеки поняла, что только так и надо: собираться на каждую репетицию, на каждую съемку, как будто в первый и последний раз.

Потом мы стали с ним репетировать, я постепенно успокоилась, все вошло в рабочую колею. А затем была экспедиция на Байкал. В чем прелесть и кошмар для меня этого фильма? Он шел на экране три часа и две минуты. И за исключением двух сцен я все время была в кадре. Уезжала на съемки в семь утра, возвращалась ближе к полуночи. Если сцены были с Шукшиным, он мне всегда подыгрывал, даже если сам не был в кадре. Все полтора года невероятно трудных съемок я держалась за его глаза, как за спасательный круг, эти умные, искристые глаза вселяли в меня уверенность и силу. Он был человеком невероятной доброты, невероятной душевной широты, невероятной простоты. Если бы не Шукшин, была бы другой моя героиня Лена Бармина, был бы другим фильм «У озера» и уж точно другой артисткой была бы я.

Мы жили с Василием Макаровичем на Байкале в бараке на берегу озера. Он на первом этаже, я на втором. Когда у Василия Макаровича не было съемок, он оставался в своей маленькой комнатушке. Возвращаясь ночью, я неизменно видела его склоненным за рабочим столом. Он пил кофе и все время что-то писал. Я не спрашивала, что он пишет, а он сам не нагружал меня своими проблемами и лишними разговорами. Понимал, что я еще сущий ребенок, что в этом фильме мне выпало бежать изматывающую марафонскую дистанцию. И старался облегчить мою участь: умел вовремя улыбнуться, рассмешить, снять эмоциональное напряжение.

После окончания съемок мы виделись с ним коротко только на московских премьерах. В другие города и страны, так уж получилось, мы ездили порознь. Меня в то время закрутило бешеное колесо новых съемок. Но я следила за творчеством Василия Макаровича, читала его рассказы, знала, что он хочет снять фильм про Степана Разина — возможно, главный труд своей жизни. Фильм «У озера» вышел на экраны в 1970 году, а уже через четыре года, в октябре 1974-го, Шукшина не стало.

Эта смерть оглушила, раздавила меня. Поэтому я до сих пор не могу заставить себя пересмотреть его последний и великий фильм «Калина красная» — разрывается от боли сердце.

Почему таланты, гении уходят так несправедливо рано (я потеряла молодыми уже многих из своих замечательных партнеров), а те, которым, возможно, в искусстве и делать нечего, выпускают фильм за фильмом? У меня нет ответа на этот вопрос. Есть только огромная нежность, любовь и благодарность Василию Макаровичу, который незримо присутствует в моих делах и помыслах, по-прежнему помогает и ведет меня по жизни.

Сергей НИКОНЕНКО, актер, режиссер, народный артист РФ

— Я поступил во ВГИК на курс к Герасимову в 1959-м, а Шукшин в это время заканчивал у Михаила Ромма режиссерское образование. После окончания института ему предлагали снимать фильм в Минске, в других городах, но он отказывался. Говорил: я не для того приехал в Москву, чтобы ее покинуть. Хотел утвердиться именно в столице. Он писал сценарии, ходил по киностудиям, его тихонько отодвигали в сторону. Все четыре года, пока он пробивал и в итоге таки пробил фильм «Живет такой парень», Шукшин был, что называется, лицом без определенного места жительства. Ночевал то на вокзалах, то в литинститутской общаге, то в нашу кинематографическую общагу через окно зайцем проникал. Иногда ночевал на раскладушке в моей квартире на Сивцевом Вражке, мы подолгу беседовали. Причем говорил больше я, а он в силу своей скромности, деликатности чаще помалкивал.

Самое интересное, что я не понимал тогда, что общаюсь с выдающимся писателем. Да, я уже читал в «Новом мире» его рассказы, мне они очень нравились, я грустил и хохотал над ними, но относился к ним как к забавам разносторонне одаренного человека. Он печатался уже года три, когда я прочитал поразивший меня рассказ «Материнское сердце» и вдруг открыл для себя, что мой приятель Вася Шукшин, оказывается, большой русский писатель. Я встретил его на киностудии, сказал ему потрясенно об этом. Он долго смеялся, что до меня как до жирафа наконец-то это дошло.

С тех пор я стал большим поклонником его писательского дара. И остаюсь им сегодня. Меня поражает в его прозе глубина проникновения в характеры людей, само обилие, множество этих разнообразных характеров, в своей совокупности выражающих русскую душу. И написано вроде бы легко, но это, конечно, кажущаяся легкость. За ней глубина постижения народной жизни и боли. Представить сегодня русскую литературу без Шукшина, без его замысловатых и мудрых «чудиков» невозможно. Как и наше кино немыслимо без его выдающихся ролей и фильмов. А главным его даром была обостренная совесть и неустанный поиск правды. Одной только правде он своим творчеством и служил.

Виктор МЕРЕЖКО, драматург, режиссер, народный артист РФ, президент Шукшинского кинофестиваля

— Не могу сказать, что я дружил с Шукшиным, но мы знали друг друга. Познакомил нас Жора Бурков, который играл главную роль в фильме по моему сценарию «Отставной козы барабанщик». Мы посидели втроем, немного выпили, Василий Макарович тогда это дело любил. Он запомнился мне как человек-сюрприз. С одной стороны, Шукшин не производил впечатления весельчака. Казался закрытым, хмурым, не шибко разговорчивым. Но вдруг мог легко отреагировать на шутку, весело рассмеяться. Если ты чем-то располагал его к себе, начинал относиться теплее. Василий Макарович должен был поверить в человека, тогда его алтайская сдержанность, даже суровость враз исчезали.

Приходилось мне однажды видеть его в общежитии ВГИКа и рассерженным, злым, с играющими желваками, которые так запомнились многим по киноэкрану. И отчаянно счастливым — на премьере фильма «Калина красная» в кинотеатре «Космос». Он был в пиджаке и красной рубашке — под стать своему герою Егору Прокудину. Все ждали эту картину, и она не обманула всеобщих ожиданий. Фильм оказался талантливым и неожиданным даже для великого советского кино. Тогда мне показалось, что Шукшину предстоит еще долгая счастливая жизнь. Тем более что после нескольких неудачных браков он женился на Лидии Федосеевой, у них дети подрастали. И вдруг оглушившее всех известие о его смерти...

Шукшин, его творчество оказали на меня большое влияние. Доходило даже до курьезов. Был у меня сценарий фильма «Трын-трава», который я писал для Петра Тодоровского, а поставил его в итоге Сергей Никоненко. Так вот, один мой коллега упрекал меня в том, что в «Трын-траве» и в фильме «Одиножды один», который поставил Геннадий Полока, я позаимствовал у Шукшина его стилистику, чудаковатых героев. Ничего я, конечно, не заимствовал, но, наверное, в начале своего творческого пути подсознательно ему подражал. А потом пошел своей дорогой.

Судьбе было угодно, чтобы в последние годы я стал президентом Шукшинского кинофестиваля, который в эти самые дни проходит на Алтае. Успел влюбиться в этот раздольный, благодатный край, где появились на свет Иван Пырьев, Роберт Рождественский, Валерий Золотухин, Михаил Евдокимов. Но прославил Алтай, воспел его на всю страну Василий Шукшин. Его здесь помнят, любят, почитают. В школе, где он учился, нынче создан музей, сохранилась парта, за которой сидел будущий классик. Односельчане с удовольствием покажут вам дома, в которых жили и живут прототипы шукшинских героев. Василий Макарович своим острым писательским глазом замечал в родной деревне Сростки ярких, колоритных, живых персонажей, и они потом оживали на страницах его книг и на экране.

Возглавлять Шукшинский фестиваль для меня радость и честь. Василий Макарович был художником безукоризненной нравственности и творческой принципиальности. Не уставал повторять: «Нравственность есть правда». Поэтому и программа фестиваля должна быть на уровне — без чернухи и лжи, с любовью к стране и простому человеку. В дни нашего кинофорума на горе Пикет, у подножия памятника Шукшину, собираются десятки тысяч зрителей. На поклон к Василию Макаровичу приходят не только местные жители, но и приезжают любители его творчества со всей страны. Такую народную любовь Шукшин заслужил всей своей жизнью и судьбой.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5719
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5348
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...