Такой поворот в запутанном сюжете предсказывали, но как-то осторожно: слишком масштабна сделка, слишком остры противоречия игроков. Но с приходом на руководящий пост в «Роснефть» Игоря Сечина тема зазвучала все громче. И вот все идет к заключению сделки. Взвесим интересы?
ТНК-ВР — один из самых серьезных игроков на нефтяном поле России. Компания образована в 2003 году в результате слияния нефтяных и газовых активов компании «Бритиш Петролеум» в России и нефтегазовых активов консорциума «Альфа — Аксесс — Ренова» (ААР). Входит в десятку крупнейших частных нефтяных компаний в мире по объемам добычи нефти.
Британские и российские акционеры ТНК-ВР владеют компанией на паритетных началах, но по-разному видят пути ее развития. Что привело к конфликту интересов уже вскоре после образования компании. Более четырех лет назад конфликт серьезно обострился, в результате из компании ушел ее глава сэр Роберт Дадли (сейчас глава ВР), а в конце мая пост управляющего директора ТНК-ВР покинул глава «Альфа-групп» Михаил Фридман.
Британцам неоднократно предлагалось продать их долю в ТНК-ВР, но они никак не могли расстаться с почти третью общей нефтедобычи ВР и немалыми дивидендами. Но катастрофа в Мексиканском заливе и необходимость отвечать за ее последствия серьезно пошатнула финансовую стабильность ВР: чистый долг компании сейчас превышает 30 млрд долларов. А эксперты считают, что за весь свой пакет в британско-российской компании «Бритиш Петролеум» может выручить до 40 млрд долларов.
В то же время, по неофициальным данным, в прошлом году предложение продать свой пакет акций поступало и консорциуму «Альфа — Аксесс — Ренова». За предложением стояла «Бритиш Петролеум» с неназванным партнером. Называлась и цифра — 32 млрд долларов, но она не устроила владельцев ААР. Впрочем, в этом варианте доля британцев в ТНК-ВР вырастала бы до контрольного пакета, что вряд ли было бы одобрено государством, ведь компании ТНК-ВР принадлежат лицензии на стратегические месторождения России.
И вот наконец недавно сама «Бритиш Петролеум» сообщила о выходе из совместного проекта и направила в AAР официальное уведомление о намерении продать свою часть акций ТНК-BP. В этом случае у российского консорциума есть «право первой ночи», и «Альфа — Аксесс — Ренова» заявил, что воспользуется им. После чего в соответствии с законом для ВР был установлен
Теперь сторонам предстоит торг. Глава консорциума «Альфа — Аксесс — Ренова» Стэн Половец пока не сообщил, какую именно долю ВР в ТНК-ВР и за какую сумму консорциум намерен выкупить. Но подчеркнул, что у ААР «не возникнет проблем с финансированием». Однако «Роснефть» является не менее серьезным покупателем, несмотря на огромную инвестпрограмму (70 млрд долларов до 2015 года) и немалую долговую нагрузку. Правда, ее глава Игорь Сечин почти наверняка постарается настоять на пересмотре акционерного соглашения с ААР, чтобы получить в ТНК-ВР право решающего голоса.
И это будет оправданно и справедливо. Ибо для ААР нефтяной бизнес не является профильным, и возможное приобретение всей ТНК-ВР этим консорциумом, по мнению экспертов «Труда», будет лишь подготовкой к дальнейшей перепродаже компании. Зато «Роснефть», у которой уже завязались прочные деловые связи с мировыми нефтяными гигантами ExxonMobil, Eni, Statoil, Ruhr Oel GmbH и т.д., способна дать новый мощный толчок дальнейшему развитию ТНК-ВР, превратив ее в одну из крупнейших и самых прибыльных компаний в мире.