В данном случае этой фразой великого русского поэта, вырванной нами из вступления к поэме «Медный всадник», можно объявить о создании условий к тому, чтобы прибрежные воды России стали доступными для зарубежных плавательных средств, попадающих под категории «спортивная» и «прогулочная яхты».
7 июня за подписью президента РФ Владимира Путина были внесены изменения в статью 9 Российской Федерации «О государственной границе РФ» и отдельные законодательные акты РФ.
Наиболее существенные последствия этого закона будут касаться режима плавания и стоянок для иностранных прогулочных и спортивных судов во внутренних водах нашей страны. Побережье российской территории становится не просто доступным для организации в наших портах международных регат либо прогулок для зарубежных любителей. Теперь, согласно новому закону, любой иностранец, прибывающий в Россию на собственном судне, обязан регистрироваться лишь в пункте прихода и отметиться в пункте отбытия с нашей территории – примерно так, как он оформляется при прибытии к нам на любом виде транспорта. При этом иностранцы теперь будут лишь декларативно извещать о своих маршрутах (если, конечно, речь не идет о зонах, запретных для плавания, и временно опасных районах). Таким образом, в прибрежной зоне 12 миль от берега зарубежные спортивные и прогулочные яхты подчиняются тем же правилам, что и российские суда. Для сравнения: когда турки проводили в 1999–2004 годах свою известную регату «Кайра», возникали трудности с заходом судов по ходу гонок в Сочи и Новороссийск. Вопрос приходилось решать на уровне президента РФ. Теперь подобных нелепостей не будет.
Фото: пресс-служба
Окажутся ли новые поправки к законам действенными и насколько комфортными и быстрыми будут все процедуры оформления документов в российских реалиях – в этом корреспондент «Труда» среди первых свидетелей убедится, участвуя в международной регате под названием «Международный яхтенный фестиваль Украина – Россия». А участники регаты испытают совершенство новых законов на себе. Гонка стартует 27 июня из Балаклавы (близ Севастополя), пройдет через Ялту, Феодосию, Новороссийск, Геленджик и финиширует в Сочи. Как сообщил «Труду» председатель оргкомитета этого фестиваля Глеб Плетнев, с территории Крыма стартуют экипажи Украины, США, Мальты и Панамы, а в Новороссийске к ним присоединятся российские яхты.
Фото: пресс-служба
Конечно, наши репортажи получились бы слишком куцыми, если бы мы описывали только события прошлого и настоящего времени, совершавшиеся на указанном выше маршруте, и ликбез для начинающего морехода и не рассказали бы нашим читателям обо всем интересном, что имеется на берегу. В советское время наши рядовые граждане фразу «южное море» могли ассоциировать только с побережьем Крыма и Кавказа. Причем отдельные территории этих прибрежных вод – такие как Балаклава – были закрыты и для нас. Сейчас же туристический бизнес взял крен в противоположную сторону: даже не самые богатые граждане России гораздо лучше знакомы с берегами турецким и египетским, чем с кавказским и крымским. Несмотря на то что в этих местах есть достопримечательности не только просто красивые, но и крепко связанные с историей и славой нашего народа. Например, в эпоху застоя (1960–1980-е годы) выражение «Малая Земля» неизменно ассоциировалась с «наш дорогой Леонид Ильич». Между тем и помимо вроде как воевавшего там товарища Брежнева в Новороссийске проявили чудеса героизма и воинского мастерства тысячи наших сограждан, дедов и прадедов. А все побережье вокруг Севастополя хранит память о мужестве многих поколений наших соотечественников, оборонявших форпосты от разных захватчиков. Так что было бы интересно собственными глазами увидеть, в каком состоянии сейчас находятся все памятники истории, а также знаменитые картинные галереи и архитектурные ансамбли Феодосии, Ялты и Севастополя. И насколько они доступны. Ведь большинство наших читателей не бывали в тех местах уже почти четверть века. И многие любознательные русские парни и девушки лучше знают историю Иерусалима или Стамбула, чем Новороссийска или Севастополя.
Да, опытные туристы жалуются, что в соотношении «цена – качество» Крым и Кавказ уступают таким курортным регионам, как Анталья, Хургада, Варна. К сожалению, в этом можно убедиться, даже просто по интернету сравнивая прайс-листы российских и зарубежных отелей. Но городским жителям Симферополя, Ростова, Краснодара и Ставрополя все-таки гораздо выгоднее на пару дней и даже на неделю скататься к Черному морю, чем летать за тридевять земель. Да и загранпаспорта пока не у всех еще имеются. В конце концов, пока еще остаются доступными берега для палаточных городков и «времянки» бабушек, живущих недалеко от берега Черного моря. Насколько этот сектор востребован и удовлетворяет ли он ожиданиям «дикого» туриста – в этом мы также постараемся убедиться сами и рассказать читателям «Труда».