
Башкирский театр оперы и балета представил премьеру не самой популярной оперы Верди — «Аттила». Но все показы прошли с абсолютным аншлагом, потому что главными героями постановки стали братья Аскар и Ильдар Абдразаковы — всемирно известные басы, которых в родной Уфе боготворят и считают национальным достоянием. Братья, чередуясь, исполняли заглавную партию, а младший, Ильдар, еще и дебютировал в режиссерском амплуа. Публика принимала спектакль с восторгом и благодарностью певцам за то, что они не забыли дорогу домой (как это, увы, нередко случается со звездами).
Оперным театрам, находящимся далеко от мегаполисов с их финансовыми и медийными ресурсами, трудно тягаться со столичными гигантами, чтобы оказаться в центре всеобщего интереса. Поэтому появление знаменитых братьев на подмостках театра, где они дебютировали десятилетия назад, — событие не только местного значения, оно крайне важно для современного развития оперного дела на всей территории огромной России. Это как раз тот пример, которому должно следовать многим нашим театрам и исполнителям. А братья посвятили спектакль своему отцу — известному башкирскому режиссеру Амиру Абдразакову.
Выбор «Аттилы», где титульный голос — бас, в данном случае беспроигрышен. Во-первых, фигура Аттилы чем-то похожа на национального героя Башкирии Салавата Юлаева. Во-вторых, в этой партитуре все развивается именно по тем законам, благодаря которым опера и любима максимально широкой аудиторией. Романтическая фантазия на исторический сюжет V века о войне варварских орд под предводительством отважного вождя гуннов Аттилы и латинской цивилизации усилена любовной коллизией: полководец теряет голову, увидев одну из своих пленниц — неустрашимую Одабеллу, а она одержима лишь одним — местью за гибель отца, правителя Аквилеи...
Ильдар Абдразаков в тандеме с художником Иваном Складчиковым сделали масштабный и красивый спектакль, где заняты почти 300 артистов, для которых было изготовлено четыре сотни костюмов. Трепещущая ткань, луна, свечи, меха — декорация такова, что кажется, бенефицианту захотелось устроить для сегодняшней публики «спиритический сеанс», погрузив ее в подлинный театр вердиевской эпохи. Нарочито музейный подход ныне выглядит очень даже концептуально и осмысленно. Зал радуется тому, что все восхитительно и понятно с первого взгляда, а солисты счастливы, ибо петь в предлагаемых мизансценах интересно и приятно.
В какой-то момент мне даже показалось: не композитор ли стоит за дирижерским пультом? Но всем происходящим по музыкальной части корректно командовал главный дирижер театра Артем Макаров, иногда подчеркивая те нюансы, что позволяли угадать в ранней вердиевской работе наброски для «Набукко» или «Макбета». В Аттиле Ильдара Абдразакова было больше победоносной силы, а у Аскара чувствовалось больше любви и философского отношения к жизни.
Ильдар выбрал для себя состав, значительно укрепленный гостями — это солист Мариинского театра тенор Евгений Акимов (отважный воин Форесто) и солист столичной «Новой оперы» и Большого театра баритон Василий Ладюк (римский полководец Эцио). Получилось очень парадно — как и задумывалось. Аскар же пел с солистами родного театра — Владимиром Орфеевым (Форесто) и Владимиром Копытовым (Эцио). Успех и этой версии дал понять, что спектаклю — жить в репертуаре. Но с одной поправкой: исполнительницу сложнейшей партии Одабеллы, способную по-настоящему овладеть ролью мстительной римлянки, еще предстоит найти. Тем более что Башкирский театр оперы и балета, ведомый братьями Абдразаковыми, в марте 2020 года рассчитывает на включение в программу фестиваля «Золотая маска» и на Историческую сцену Большого театра.
Знаковая и вдохновляющая цель!