Главная Культура 19:53 24 Апреля 2016 7996
Мария Бравикова: Успешные люди много читают!

Сакраментальный вопрос «Любите ли вы книги так, как их люблю я?» нынче задает своим гостям российская телеведущая и актриса Мария Бравикова

Наталья Боброва

Мы ее запомнили по ярким «книжным» эфирам на телеканале «Россия 24». А в марте девушка с внешностью кинозвезды начала вести новое авторское шоу, посвященное книгам и чтению, на телеканале «РБК». «Обязательная программа» с Марией Бравиковой» — это эксклюзивные интервью с известными политиками, бизнесменами, артистами, которые рассказывают нам о своих любимых книгах и не только. Первыми гостями программы уже стали Марк Дакаскос, Леонид Ярмольник и Ирина Прохорова. А встретились мы с Марией в кафе ее любимого книжного магазина, что на Воздвиженке, незадолго до Всемирного дня книги, который отмечается 23 апреля. Под шелест страниц и аромат кофе мы говорили о самом главном в ее жизни — о книгах и телевидении...

— Мария, как вы сами отмечаете Всемирный день книги?

— Если предполагается, что День книги отмечают чтением — то да, отмечаю, причем по много раз в году. У меня такой праздник случается, когда, закончив читать какой-нибудь поразительный текст, я нахожусь под таким впечатлением, что не могу отключиться, не готова приниматься ни за одно другое произведение. Но пауза долгой не бывает.

— Ваша семья читающая?

— Да, у меня филологическая семья. Сколько себя помню, все вокруг обсуждали литературу — а я прислушивалась. Начала читать в три года. Для меня так старательно подбирали книги, чтобы ни у одной не было шанса мне не понравиться. Ограничений на чтение не было и в помине. Если меня предупреждали: «Тебе рановато, ты не поймешь!», это только подстегивало азарт, и я удваивала внимание. Из этого сделала вывод: мне кажется, никто не должен становиться между ребенком и книгой, которую он выбирает.

— И желательно, в семейной библиотеке?

— С домашней библиотекой та же история, что с английским газоном. Книги нужно читать и собирать, собирать и читать — и так лет триста. Прадедушка с прабабушкой, бабушка с дедушкой, родители, я сама — каждое поколение добавляет сюда свои новые книги. Их очень много, а становится все больше. Причем мы не коллекционеры, мы практики от чтения, поэтому не гонимся за первыми экземплярами и раритетами. Тексты во всех изданиях одинаковые и рисунки — Тенниела, Марайи, Трауготов — одни и те же...

— Правда, что в школе вы побеждали в литературных олимпиадах?

— Да, и благодаря этому поступила в университет без экзаменов. Предметные олимпиады для старшеклассников — великолепная возможность получать и использовать знания. Чем я и воспользовалась.

— А как оказались на телевидении?

— Весьма закономерно: я окончила петербургский факультет журналистики по специальности «телевизионная и радиожурналистика». После защиты диплома сразу уехала в Москву и устроилась редактором на телевизионном ток-шоу. Уверена, что этот «закадровый» опыт здорово помогает в последующей работе в кадре.

— Помните свой первый эфир?

— Конечно. Это случилось на канале «Москва 24», и об этом опыте я вспоминаю сегодня с нежностью. Там у меня были прекрасные учителя, терпеливые и внимательные.

— Если такая хорошая школа, то почему ушли оттуда?

— Отличная школа. Должна заметить, что информационные каналы отличаются от других не только активной сеткой вещания, изобилующей новостными выпусками.

Там особая динамика работы, особый подход к журналистике. И, конечно, «Россия 24» регулярно осуществляла необычные и смелые проекты. Литературная программа, которую я там вела около двух лет, не исключение. А ушла я, когда программа про чтение изменила свой формат. Не очень мне подходящий. И тут очень кстати подоспело предложение «РБК» вести программу о книгах. Должна признаться, что в прошлом году мечта о новой книжной передаче стала моей навязчивой идеей. Благодаря опыту, полученному на предыдущем проекте, я понимала, как ее делать, что в ней должно быть, а что не обязательно. Так что «Обязательная программа» стала для меня настоящим подарком судьбы.

— Зачем, по-вашему, нужна такая программа в наше быстрое время?

— Сегодняшнее время характерно тем, что рукописи продаются неважно, а вот на вдохновение спрос огромен. Мы вдохновляемся опытом знаменитых людей, читаем биографии, прослеживаем пути карьерных взлетов и вычисляем формулу чужого успеха. При этом забываем про одно из слагаемых, без которого уравнение не сложится: чтение! Успешные люди много читают, они обязаны своей эрудицией и красноречием опыту работы с литературным текстом. Мне кажется важным напомнить об этом. Я хочу, чтобы у наших зрителей появилась мотивация к чтению.

— А вам не кажется, что сейчас читают не столько книги, сколько эсэмэски? И что мы давно уже не самая читающая в мире страна?

— Я убеждена в главном: читать — модно! Если нам удастся напомнить телезрителям, что это еще и необходимо, тогда, уверена, все будет в порядке. Не надо быть «самыми-самыми», важно не терять головы. А чтение в этом деле — первейшее средство.

— Мария, как вы выбираете гостей для своей передачи, по какому критерию?

— Мы приглашаем в первую очередь тех, кто интересен аудитории нашего канала. Чей авторитет неоспорим, чей успех в деле и в жизни служит примером для подражания.

— Легко ли знаменитости соглашаются говорить о книгах? Ведь им есть о чем еще побеседовать с вашей аудиторией...

— Легко и с удовольствием. И вообще, что может быть приятнее, чем обсуждение хороших книг? Тут давняя традиция. Для такого разговора не нужно близкого знакомства, дружбы семьями, долгого совместного времяпрепровождения. Книги объединяют, предоставляют множество тем и поводов. Это еще одно из их прекрасных свойств. Если вы прочли что-то стоящее, вам непременно хочется этим поделиться!

— Чем вас особенно удивил Марк Дакаскос?

— Все книги, которые Марк показывал в интервью, он действительно носит с собой! Пожалуй, я впервые встретила взрослого человека, который ежедневно таскает в рюкзаке целую библиотеку.

— А сами писатели идут к вам?

— На прошлом проекте, еще на «России 24», я беседовала и с известнейшими отечественными писателями, и со Стивеном Кингом, Пауло Коэльо, Артуро Пересом-Реверте. Такие живые встречи очень интересны и поучительны. Надеюсь, на «РБК» у нас со временем тоже получится организовать подобные интервью.

— У вас получается такое подчеркнуто интеллектуальное шоу, для умных людей, где ведущий должен быть на высоте — скажем, легко и непринужденно процитировать Бродского или напомнить сюжет полузабытого романа. Как вы готовитесь к встречам? Запасаетесь ли необходимыми цитатами?

— Готовлюсь долго и кропотливо, и цитатами, если это необходимо, запасаюсь. Но не это главное в подготовке передачи. Задача ведущей — не столько самой блистать, сколько дать возможность раскрыться собеседнику. Помните, как в «Тысяче и одной ночи» история каждого героя заканчивается словами «и это все о нем». Знать если не все, то как можно больше о человеке, с которым говоришь в эфире, — вот к чему надо стремиться. Меня всегда восхищают журналисты, которые подготовлены к каждой встрече так, словно она главная в их жизни.

— Имеет значение для вас, если книга получает Букера или другую престижную премию? Или для вас важнее собственные впечатления о прочитанном?

— Видите ли, литературные премии важны главным образом для писателей. Это очевидный знак успеха, признания, это будущие тиражи... Значение литературных премий для читателя, с моей точки зрения, сильно преувеличено. Читатель хочет купить книгу, которая окажется ему по вкусу и по силам. Тут рекомендация знакомого или даже соседа по лестничной клетке — человека, чей круг интересов близок, — перевешивает любые официальные похвалы и награды в профессиональной писательской среде.

— Мария, можете поделиться профессиональными ощущениями: кто был самым трудным собеседником для вас, а кто — самым легким?

— Самым трудным собеседником был писатель-фантаст, который принципиально отказался пожать мне руку, потому что он — высшее существо, а я женщина, и моя роль — Kinder, Kuche, Kirche, а вовсе не работа на информационном канале.

Я не люблю всякого рода шовинистов, гендерных — в том числе. Интервью прошло трудно... А самым прекрасным и веселым собеседником был Эдуард Николаевич Успенский! Когда-то была такая телевизионная передача «В гостях у сказки», я ее уже не застала. Зато когда я побывала в доме у Эдуарда Николаевича, оказалась одновременно в гостях у сказки и у сказочника!

— Помимо работы на ТВ вы еще снимаетесь в кино. Мы видели вас в кинофильмах «Разборка в Маниле» и «Максимальный удар». Это хобби или еще одна профессия?

— Скорее, это эксперимент. Актерство — это очень непростая и серьезная профессия, овладеть которой у меня не было никакой возможности. Зато я получила новый опыт и яркие впечатления.

— Что ж, вернемся к книжной теме. Можно ли судить о человеке по тому, что он читает?

— Да, книга в руках человека может многое рассказать о нем самом. А еще больше — то, как человек говорит о книгах. Все вместе помогает сделать существенные выводы о качествах человека. И эти выводы, как правило, потом вполне подтверждаются.

— А, кстати, что вы сами сейчас читаете?

— Донну Тартт, «Маленького друга».

— И чем же эта вещь вас зацепила?

— Если в общих чертах, то «Маленький друг» о том же, о чем два других романа Донны Тартт — о преступлении и наказании на новом временном витке. Причем преступлении не раскрытом, а наказании не назначенном, и потому бессрочном... С недавних пор в литературе появилась именно такая тенденция — намеренно не отвечать на главный вопрос, интересующий читателя: кто же он, убийца? Стивен Кинг, Нацуо Кирино и ряд других признанных в мире авторов утверждают в своих произведениях, что любой, кто так или иначе связан с трагедией, не менее, а зачастую и более важный объект исследования, чем ее непосредственный виновник. Я подозреваю, что Донна Тартт была едва ли не первой среди тех, кто использовал этот модный нынче принцип.

— И, конечно же, не обойдусь без традиционного вопроса: какую книгу вы бы, Мария, взяли с собой на необитаемый остров?

— Знаете, я задаю своим собеседникам родственный, по сути, вопрос: «Прочтение какой книги вы откладываете «на потом»? Подразумевается некий фундаментальный литературный труд, требующий определенных усилий, серьезного осмысления и времени. Вроде «Фауста» или «Божественной комедии». Я же сама еще не определилась с таким выбором. Главное — не собираться на необитаемый остров впопыхах.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9383
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7106
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?