Принято решение разрешить регионам ввести ряд специальных сборов, в частности за право торговли, за услуги общественного питания, такси и туризма«, — сказал Дмитрий Медведев на VIII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2014». Премьер признался, что после долгого обсуждения правительство отказалось от идеи вводить налог с продаж, который помог бы регионам получить дополнительные доходы, но привел бы к «проигрышу населения».
К этому можно добавить, что налог с продаж, по расчетам Мифина, должен был пополнить региональные бюджеты на 200 млрд рублей, а перечисленные премьер-министром сборы принесут территориям не более 50-70 млрд рублей дополнительных доходов. Меж тем совокупный долг регионов России на конец первого полугодия 2014-го составил более 1,6 трлн рублей. Спрашивается: где взять остальные?
Деньги есть в федеральной казне. По расчетам экспертов Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ), одна лишь девальвация рубля по итогам 2014 года принесет в федеральный бюджет до триллиона сверхплановых доходов. Немалые суммы можно получить от экономии бюджетных ресурсов на очередные «глобальные проекты». В частности, Минюст и Федеральная служба исполнения наказаний уже отказались от идеи преобразования исправительно-трудовых колоний России в учреждения тюремного типа по европейскому образцу. Так было записано в концепции реформы отечественной тюремной системы, но в бюджете не нашлось 1,8 трлн руб-лей на переделку почти 500 колоний и тюрем и для строительства нескольких десятков новых. Если поскрести по сусекам, то наверняка найдется еще с десяток менее крупных, но тоже не суперсрочных нужд, на которые тратятся казенные миллиарды.
Вспомним, наконец, что в соответствии с Бюджетным кодексом собираемые в стране налоги и прочие доходы должны делиться между центром и регионами в соотношении 50 на 50, а на практике центр изначально забирает себе 65% средств и более. После чего подавляющее число регионов переходит в положение просителей дотаций. Результаты плачевные: по данным главы Счетной палаты Татьяны Голиковой, в 2005 году в России регионами-донорами были 19 территорий из 87, а по итогам 2013-го их осталось 10 из 83.
Обещанные новые местные сборы не улучшат ситуацию. Например, дополнительные доходы от туризма могут получить Москва и Санкт-Петербург, Краснодарский и Ставропольский края, то есть регионы, привлекающие большие потоки туристов. Экс-губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко еще в 2009-м предлагала брать деньги с каждого гостя Северной столицы при регистрации в гостинице. «Если каждый турист оставит в городе 2-3 евро и они пойдут на сохранение исторического центра, думаю, мало кто будет против. Это мизерная сумма. Но мы сможем использовать эти средства для реставрации памятников архитектуры», — заявляла она. Называлась и примерная цифра возможных доходов — 10-15 млн евро в год. То есть даже Санкт-Петербург от таких доходов не сильно разбогател бы.
Но теперь министр культуры Владимир Мединский, курирующий туристическую отрасль страны, предлагает обложить каждого турагента и туроператора дополнительным сбором в размере не менее 100 рублей с туриста. То есть брать не «гостевой сбор», а с организаторов поездок — за каждого клиента.
Как утверждают в Ассоциации туристов России, это новшество станет надгробным камнем на могиле туристического бизнеса в подавляющем большинстве российских регионов. Ибо и без дополнительного сбора Минкультуры по итогам нынешнего, 2014 года в стране обещают закрыться не менее половины существующих турфирм (в основном турагенств). По оценке Всероссийского союза страховщиков, убыток страховых компаний из-за туроператоров, прекративших свою деятельность, уже превысил 3,1 млрд рублей, и это не конец. О каких же налогах и сборах от этой отрасли можно еще мечтать?
Эксперты «Труда» полагают, что никакого прока не будет местным бюджетам от установления сборов за торговлю, общепит и такси. Хотя бы потому, что они ничем не отличаются от уже забракованного налога с продаж (НСП): во-первых, плохо собираются, во-вторых, разгоняют инфляцию. Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов подчеркивает, что все эти сборы в любом случае станут дополнительной нагрузкой на бизнес, прежде всего малый. В Татарстане уже есть опыт введения сборов с малого бизнеса с помощью патентной системы по отраслям: автотранспорт, парикмахерские и т. д. Торгово-промышленная палата республики зафиксировала: с ростом ставки количество «патентованных» предпринимателей сократилось в шесть раз.
Удивительно, что, предлагая региональным властям поискать дополнительные деньги в карманах местного населения, сам федеральный центр обещает не повышать налоговое бремя на экономику. Накануне рассмотрения в парламенте проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров заявил о недопустимости увеличения налоговой нагрузки в условиях кризиса. «Хотя в будущем ситуация и может вынудить к таким мерам, но сейчас она не та, это не проблема текущего бюджетного цикла», считает «главный бюджетник» парламента.
Зато правительство уже позаботилось об обратном. В частности, об увеличении ставки налога на доходы физических лиц, полученные в виде дивидендов, с 9 до 13%. Кабинет объясняет эту меру весьма популистски — как дополнительный налог «на жирных котов». На практике это резко снизит инвестиции среднего класса в российские ценные бумаги, что тоже негативно отразится на отечественной экономике.
Повышается и размер взносов в Фонд медицинского страхования, которые взимают по ставке 5,5% с годовой зарплаты 624 тысячи рублей (52 тысячи в месяц). Все, что выше, взносами не облагается. Но каждый год пороговое значение зарплат, с которых взимаются взносы, индексируется — в 2015-м оно должно было вырасти до 668 тысяч (55,7 тысячи в месяц). В августе были разработаны поправки в закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», где предложил этот порог убрать и взносы брать со всех зарплат.
Вырастут в 2015-м и доходы госбюджета с интернет-торговли — после снижения порога беспошлинных покупок с 1000 до 150 евро. В бюджете-2015 Минфин уже запланировал доходы от этого изменения в сумме 20 млрд рублей. А еще нам обещают повышение ставок водного налога, платы за использование лесов, акциза на сигареты и так далее. При этом правительство не предлагает ни одной меры, направленной на активизацию регионального бизнеса, развитие региональной экономики, за счет которых и должны регионы получать дополнительные доходы. Но им предлагается выкарабкиваться из долговой ямы по методу барона Мюнхгаузена: тянуть себя наверх за собственные волосы.
Голос
Олег Буклемишев, директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ
— Налоговая система устроена так, что центр перетягивает на себя доходы, а расходы и платежные обязательства норовит все больше перепихнуть на регионы. В фискальной части принцип федерализма совершенно разбалансирован.
Эту проблему нельзя решать только на региональном уровне, подкручивая один или другой налог. Мы имеем ярко выраженный системный дисбаланс. Да, можно позатыкать какие-то дырки, введя дополнительные сборы на некоторые услуги или пресловутый налог с продаж, о чем много рассуждали, но суть от этого не меняется. Сама система все равно останется несбалансированной. Чтобы привести ее в равновесие, потребуется пересматривать взаимную ответственность в распределении доходов между центром и регионами.
К сожалению, дисбаланс усугубили майские указы, поскольку федеральная власть взвалила на регионы непосильные для них социальные обязательства. Не дождавшись трансфертов, регионы пошли на рынок и стали заимствовать. А сейчас для многих рынки закрылись, они даже заимствовать не могут, чтобы закрывать дефицит. Всю эту налоговую историю можно корректировать отдельными финтифлюшками, но в целом она нездоровая. Это общеполитическая история, а не техническая, к сожалению.