Недавно «Труд» рассказал о дебюте российской команды на мировом чемпионате WorldSkills Intеrnational в Лейпциге, где соревновались лучшие представители рабочих профессий со всего мира. Первый опыт для России вышел комом: наша команда разделила последнее место. Почему? За ответом мы обратились к Александру Корнеенкову, выпускнику автодорожного колледжа, состязавшемуся в дисциплине «автопокраска».
— Определенно были трудности организационного порядка. Туда ребята приезжают с опытом, подготовленные во всех смыслах, в том числе и экипированные как надо. Например, для выполнения заданий в нашем турнире нужен был специальный пистолет для автопокраски, а у меня его не было. Циркуль требовался свой, и его не оказалось... В общем, приехали с пустыми руками. Пришлось выкручиваться, прикидывать на глаз или использовать подручные средства. Разобрались, но результаты, сами понимаете, строгое жюри не впечатлили.
— Как вообще попасть на столь представительный конкурс?
— Автопокраской я занимаюсь год, работал в гараже. Посмотрел преподаватель колледжа — вроде бы неплохо, предложил попробовать свои силы. Поехал на учебу в Подольск. Интересно было пообщаться с людьми, новое что-то узнать. Правда, учили меня там работе с одними материалами, а на конкурс в Лейпциг приезжаем — там совсем другая краска и другие технологии. Надо было на ходу приспосабливаться.
— Из общения с зарубежными коллегами что-то почерпнули?
— Больше вприглядку опыта набирался, смотрел внимательно, как они работают, чему можно и нужно учиться. Свободного времени было совсем немного, выезжали с утра, а возвращались в отель под вечер, и так все четыре дня. И с разговорами как-то не очень получалось: они все на английском общаются, а я французский учил, с английским не дружу. На этой почве мы с арабом одним сошлись, разговаривали: он тоже английского не знал. Теперь чувствую: если хочешь быть на уровне, английский надо учить — язык межнационального общения...
— Как вы оцениваете организацию чемпионата?
— Организовано все было на высоком уровне, дай бог нам так поставить обучение рабочих. Думаю, тогда бы Россия смогла не только занять достойное место на подобных турнирах профессионалов (это же не самоцель!), а решить многие проблемы в экономике, прежде всего в производстве. И не так это дорого стоит, далеко не колоссальные затраты. А пользы много — и людям, и стране. Толковые рабочие ведь всегда нужны, хоть социализм, хоть капитализм на дворе.
— Саша, поделитесь планами.
— Я только автодорожный колледж окончил. Буду машинами и дальше заниматься, дело-то хорошее, перспективное. Не хотелось бы кустарщины, все же ХХI век на дворе, нужно развиваться и по навыкам, и по технологиям. У нас ребята мечтают, что в Бронницах в Московской области откроют ресурсный центр, в котором будут учить автомаляров. Но что-то пока не открывают, говорят, денег нет достаточных. Вот так всегда: как на что-то стоящее — денег нет, а на всякую ерунду их навалом...
— Участие в конкурсе как-то изменило вашу жизнь?
— Об этом надо хотя бы лет через 20 спросить. То, что съездили, других посмотрели, хорошо, полезно. А вот себя показать... С этим труднее. Понятно, надо много работать и многому учиться. И не только рабочему человеку. Простые парни в своих гаражах зачастую лучше делают свое дело, чем люди с автоконвейера. Но нужна система, которая бы в принципе готовила профессионалов в разных специальностях — и не поштучно, а в массовом порядке. Тогда и вся наша жизнь действительно изменится к лучшему.