Министерство обороны подготовило законопроект о продлении на пять лет предельного возраста офицерской службы в рядах ВС РФ. Подполковников предлагается оставлять на службе до 50 лет, полковников — до 55, генерал-майоров — до 60, а генералов армии и маршалов — до 65 лет.
Слухи о принятии подобного закона ходили давно, однако дошло до дела только теперь. Как сообщил заместитель министра обороны генерал армии Николай Панков, цель нового закона — сохранение в армии элитных кадров. По его словам, Минобороны повсеместно собирало у подчиненных отзывы на законопроект, и не было получено ни одного негативного мнения. Однако мы решили самостоятельно опросить экспертов, ведь чего нельзя сказать начальнику, то можно сказать журналисту.
«Видимо, дефицит кадров настолько острый, что пора оставлять в рядах ВС потенциальных пенсионеров, — сказал «Труду» председатель правления Ассоциации офицеров запаса ВС, бывший начальник ГУ Сухопутных войск Юрий Букреев. — Подразвалили армию. Шесть министров поменялось — спросить теперь не с кого. Однако яма выкопана, и теперь надо как-то выкарабкиваться. В целом армии такой закон поможет, хотя не везде и не всегда. Я бы сделал дифференциацию. Для штабной работы, где нужны опыт, мудрость и знание людей, продлил бы срок службы. А в боевых подразделениях возрастные офицеры вряд ли нужны. Вы попробуйте в 50 лет на плацу два часа простоять, я уже не говорю про марш-броски».
«Я положительно отношусь к инициативе, — согласился генерал армии, бывший главнокомандующий Сухопутными войсками Владимир Болдырев. — Сохранение кадров в сложившейся ситуации крайне необходимо. И потом, ну это же расточительство — офицер в 45 лет идет в запас? Он же здоровый мужик, у него есть и умение, и желание служить — значит, надо дать по меньшей мере такую возможность».
А вот что думает обычный отставной офицер, полковник запаса и бывший штабной работник Юрий Дроздов. «Я не одобряю этой инициативы, — сказал он. — Потому что по просьбе командира сам прослужил сверх лимита четыре года, и именно они дались мне крайне тяжело. Объясню почему. Во-первых, даже у штабного офицера, по сути, ненормированный рабочий день: встаешь спозаранок, часто возвращаешься домой, только чтобы поспать. Плюс нередко работа по выходным. Иногда вызовы ночью по тревоге. Во-вторых, взаимоотношения с начальством, как известно, в армии много жестче, чем в других общественных институтах. А стресс куда сложнее переживать в возрасте. Да и дисциплина в армии строже. Где гражданский человек может опоздать или заболеть, там офицер должен быть всегда готов к труду и обороне. Все эти прелести воинской службы с возрастом переносить достаточно тяжело».
Впрочем, другого выхода у Минобороны просто нет. По экспертным данным, за последние пять лет, при бывшем министре, офицерский корпус ВС сократился с 365 тысяч до 142 тысяч человек — на 41%, в том числе из 15 365 полковников осталось 3114 человек — минус 80%. Институт прапорщиков и мичманов уничтожен полностью. Так что потенциальным пенсионерам из числа офицеров еще придется Родине послужить. Если хватит здоровья.