Исследование, проведенное порталом SuperJob, показало: 17% населения страны испытывает конкуренцию с приезжими на рынке труда. Если же речь идет о неквалифицированном или малоквалифицированном труде, то здесь конкуренция выше и достигает уже 25%.
Крупный бизнес и некоторые политики пытаются нас успокоить: мол, местному населению достается наиболее престижная и высокооплачиваемая работа, а трудовые мигранты устраиваются там, где похуже. Но спросите нынешних профессоров и академиков, инженеров и топ-менеджеров, где и кем они начинали трудовой путь, где подрабатывали, пока учились в институте или заканчивали аспирантуру? Большинство начинали дворниками и почтальонами, подсобниками и грузчиками и т. д.
Нынешняя молодежь очень быстро лишается этой возможности – начать трудовую биографию на той работе, которая по плечу, по еще малым знаниям, по недостаточным умениям. Та же проблема встает перед старшим поколением, у кого не сложилась карьера, жизнь пошла наперекосяк, но стыдно стоять с протянутой рукой и нужна хоть какая-нибудь работа ради хлеба насущного. А ее не дают.
Именно эти две категории россиян чаще жалуются на то, что при выборе бизнесменом работника приоритет отдается не им, работа уходит к мигрантам. Приезжие уже занимают не отдельные места, а обширные ниши: в коммунальном хозяйстве, на дорожных работах, в строительстве, торговле. Появляются бригады, смены, фирмы, сложившиеся по принципу: Гюльчатай за Хасана, Хасан за Ибрагима, Ибрагим за Рузанну, Рузанна за Абдуллу и... Как там далее в известной русской сказке?
Россия в этом отношении уникальная страна, отличающаяся от всей Европы: там любой экономический кризис прежде всего бьет по приезжим, у нас – наоборот. В странах Организации экономического сотрудничества и развития безработица среди иностранцев существенно превышает тот же показатель для местного населения: в Бельгии эти цифры 17% и 7%, во Франции – 16% и 10%, в Германии – 8,7% и 5%. В России нет статистики по безработице среди мигрантов, но есть данные по росту безработицы среди местного населения. По данным замглавы Минэкономразвития Андрея Клепача, в нынешнем году показатели по безработице, очищенные от сезонных факторов, в марте составляли 5,2%, в апреле – 5,3%, в мае – 5,5%. Тенденция очевидна.
У этого явления есть и другая опасность, которая еще в полной мере не осознана. На днях вице-премьер Ольга Голодец сообщила, что в теневом секторе российской экономики работают 20 млн человек. Ядро этого сектора сформировали как раз гастарбайтеры, которые приезжают на заработки без квот, живут без регистрации и готовы работать за символическое вознаграждение. А если чужим можно платить мало, то зачем нанимать легальных российских работников и платить много?
ГОЛОСА
Вчера кабинет министров утвердил план мер по национальной политике в 2013–2015 годах. Поможет ли этот документ россиянам избавиться от неприязни к приезжим, занимающим их рабочие места, и ликвидировать возгорания межэтнической розни?
Сергей Марков, директор Института политических исследований:
– Этот план очень хороший, но он слишком административный, в нем недостаточно политики и идеологии. Государство должно не затушевывать межнациональные отличия, а активно управлять межнациональными отношениями. А также работа с диаспорами: некоторые криминализированные этносы в России сегодня чувствуют себя безнаказанно, они защищены диаспорами. Государство должно вести серьезную борьбу с диаспорами и громить этнические преступные группировки.
Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации:
– Одно ведомство не способно реализовать этот план. Нужно создать мониторинги подобного рода конфликтов, выявить механизмы их появления, разработать систему предупреждения таких конфликтов. И эту систему необходимо внедрить во всех ведомствах, которые так или иначе связаны с межнациональными отношениями.
Александр Дугин, политолог:
– Ничто не может предотвратить межнациональные конфликты в стране с таким пестрым этническим составом, как в России. Но тот факт, что наше правительство в этом отношении принимает последовательные стратегии, – это хорошо, это замечательно, потому что это говорит о том, что проблема – в центре внимания.
НА ТЕЛЕФОНЕ ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВА