С приближением тепла многие россияне начинают активно поглядывать по сторонам: куда бы съездить отдохнуть? Выбор всегда есть. Так бывало в прежние времена. Так и в наш неспокойный век. Вопрос в ином: что ищет человек, странствуя по миру? Будь это мир его родной земли или еще неизведанных им дальних стран? Ответ я нашла в «Путевом дневнике» Мишеля Монтеня, французского философа и просветителя ХVI века.
Большинству Монтень известен как автор «Опытов», не раз издававшихся в России. О том, что есть еще рукопись о предпринятом им путешествии в Германию и Италию, стало известно лишь 178 лет спустя после его смерти. Впервые ее обнародовали во Франции в 1774 году. Теперь, наконец, добрался «Дневник» и до нас в переводе Леонида Ефимова, известного «русскими текстами» Огюста Родена, Андре Моруа, Ромена Гари и др.
«Обычно я отвечаю тем, кто спрашивает меня о причине моих путешествий, что отлично знаю, от чего бегу, но не знаю, чего ищу», — признавался Монтень в одном из первых изданий своих «Опытов». В 47 лет, стариком по меркам тех времен, к тому же не очень здоровым, отправляясь верхом через пол-Европы, он знал, зачем странствует. Каждая страница его «Дневника» — подробное описание жизни городов и селений, в которых останавливался, их достопримечательностей, традиций, нравов.
... В городе Рончильоне с замком герцога Пармского наилучшие в средневековой Италии гостиницы, за одну монету джулио там дают еще и свежую лошадь, чтобы добраться хоть до Рима, хоть дальше. А в крошечной деревушке Лояно «потчуют прекрасными обещаниями всяческих удобств, пока мы не ступим ногой на землю, но стоит ступить, как начинают издеваться над нами почем зря... И как не торгуйся, обмана все равно не избежать, все равно чего-нибудь не достанет: дров, свечей, постельного белья или сена...»
В Риме его привлекли руины древней империи, сокрушенной временем и потомками, а также посол Московитии, «стоявший у окна и насмехавшийся над напыщенностью окружающих». Нигде более не описано, как выглядел сей посланник Ивана Грозного, как вел себя, кроме как у Монтеня! В Венеции он познакомился со знаменитой поэтессой и куртизанкой Вероникой Франко. А в Ватикане — с обрядом целования туфли папы, которому (целованию) противился до этого «всем своим существом».
Много познавательного найдет наш соотечественник в этом конном путешествии, продолжавшемся 14 месяцев. Еще больше — поучительного, а значит, и полезного.
*Мишель де Монтень. «Путевой дневник».