В пятницу, 23 апреля, — последний день Великого поста. Впереди передышка, два праздника: Лазарева суббота и Вербное воскресенье. А потом самая строгая, Страстная седмица, посвященная последним дням земной жизни Христа. Считается: если во время Четыредесятницы верующие постом и молитвой стараются приблизиться к Богу, то в Страстную седмицу Господь сам идет навстречу людям. Через предательство, страдания, распятие и смерть — к Воскресению, Пасхе. Даруя тем, кто с Ним, надежду на спасение:
Фото из открытых источников
Перед нами самое древнее (VI век) из известных изображений праздника Вход Господень в Иерусалим: миниатюра в Евангелии из Россано (Италия). История, которую поведали все четыре евангелиста, произошла за шесть дней до еврейской Пасхи. Иисус и до этого много раз входил в Иерусалим. Но с такими царскими почестями его никогда не встречали: люди вышли за ворота города с пальмовыми ветвями и выстилали дорогу перед ним своими одеждами. А все дело в событии, произошедшем накануне: Господь воскресил Лазаря, который уже четыре дня, как умер. Весть о чуде разнеслась по окрестностям Иерусалима. Люди поверили, что наконец-то исполнились древние пророчества и Иисус — тот мессия, царь Израилев, который освободит их от римлян. Всего через несколько дней они же вместо «Осанна!» будут кричать «Распни его!» — когда поймут, что обманулись в ожиданиях: Царство Христа оказалось «не от мира сего».
В миниатюре, как и в самом евангельском сюжете, много символов. Иисус въезжает в Иерусалим на кротком ослике, а не на коне, как положено земным царям (кстати, единственный раз за все время — не пешком). Но при этом он не спешился перед воротами, и ворота эти — Золотые, то есть только для царей.
На Руси в память об этом событии в XVI веке появился обряд «Шествие на осляти»: в Вербное воскресенье патриарх садился на ослика и в сопровождении государя, вельмож и народа въезжал в Спасские ворота Кремля. Обычай продержался до конца XVII века, пока Петр I не упразднил патриаршество.
Символично и изображение детей, хотя о том, что они встречали Христа в то воскресенье, сказано лишь в апокрифическом Евангелии от Никодима. Детвора срывает пальмовые ветви и бросает перед Иисусом, приветствуя радостными криками Того, Кто не раз говорил ученикам: будьте как дети, ибо таковых есть Царствие Божие. И сейчас многие храмы устраивают в Вербное воскресенье шествие детей с пушистыми веточками в руках. А освящают вербу, наш аналог пальмовых ветвей, на вечерней службе в Лазареву субботу и после литургии в воскресенье.
Одно из главных событий Страстной седмицы — последняя трапеза Христа со своими учениками. На фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (1495-1498) (на фото вверху), что в церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, мы как раз видим момент, когда Христос устанавливает таинство Евхаристии (Причащения). На литургии Великого четверга в силу ее особого значения обычно причащаются все православные — даже те, кто редко это делает. Вообще последние три дня Страстной седмицы, с четверга по субботу, для верующих — важнейшие в церковном году (естественно, и Пасхальная заутреня). Есть и такие, кто берет отпуск на это время, чтобы не пропустить ни одной службы, быть рядом с Господом во время его страданий, крестной смерти на Голгофе и Воскресения.
На Тайной вечере произошло еще одно событие, которое вспоминают на литургии. Именно оно так взволновало апостолов: посмотрите на их потрясенные лица. Только что Христос произнес: «Один из вас предаст меня». У Леонардо предатель находится в непосредственной близости от Спасителя, хотя обычно Иуду изображают либо по другую сторону стола, либо вообще в сторонке. А тут он рядом, по правую руку, между любимым учеником Иоанном и склонившимся к Иоанну Петром (еще один опознавательный знак — в руке у Иуды зажат кошель с деньгами). Опять символ: предательство можно ждать от самого близкого, если в него во-йдет неверие, а вслед за тем — зло. Буквально через несколько минут Иуда встанет и уйдет, чтобы свершить задуманное...
Фото из открытых источников
На картине Николая Ге «Христос в Гефсиманском саду» (1869-1880) — пожалуй, самый пронзительный момент Страстной седмицы. После Тайной вечери Спаситель с учениками Иоанном, Петром и Иаковом приходят в Гефсиманский сад, где часто бывали и до этого. Иисус знает, что приближается его смертный час. Эти последние минуты перед предстоящими мучениями Христу хочется разделить свою скорбь и смятение с близкими людьми — как и любому человеку (а он Бог — но и человек, которому знакомы душевные и телесные страдания). Но ученики заснули, как не просил их Учитель пободрствовать с ним...
В память об этом вечером в Великий четверг совершается удивительная служба. Собравшиеся выходят на середину темного храма, точно в ночной Гефсиманский сад, зажигают свечи, и начинается чтение двенадцати Страстных Евангелий: про то, как Христос, стараясь справиться со смертной тоской, молился до кровавого пота, как сам отдал себя в руки палачей на неправедный суд, как над ним издевались, мучали — и распяли. Богослужение продолжается несколько часов, верующие как бы говорят: «Господи! Я не оставлю тебя в эти минуты, я не засну!»
Эта поздняя служба считается заутреней Великой пятницы — самого скорбного дня в церковном календаре. Именно в пятницу совершилось распятие и крестная смерть Христа на Голгофе — во искупление человеческих грехов. По-нашему, это произошло в третьем часу дня. В церкви в это время из алтаря выносят плащаницу — полотнище с вышитым на нем изображением Христа во гробе. Она остается в центре храма до полуночи Великой субботы, до самой Пасхи. Обычно до выноса плащаницы верующие ничего не едят, это день самого строгого поста в году.
Надо сказать, что в древней церкви пасхальные празднества длились три дня: с пятницы, которая тоже называлась Пасхой, только Крестной, до собственно воскресенья. Другими словами, дни от распятия и смерти Спасителя до Воскресения его из мертвых, победы над смертью — это все была Пасха, которую древние христиане называли переходом. Ведь соединившиеся со Христом в Таинстве Причастия получают надежду пройти через пространство смерти, как это сделал Спаситель, и смерть оказывается не тупиком, а всего лишь дверью, переходом в новую, вечную жизнь. В этом для хрис-тианина — главное значение того, что произошло 2 тысячи лет назад.
По словам святых отцов, каждый раз, приходя в храм на малую Пасху (в любое воскресенье в течение года) или на большую — после Страстной седмицы, верующий как бы подтверждает: «Да, я знаю, что самое главное событие в моей жизни уже произошло, и стараюсь не потерять того дара Спасения, который нам дан. Помоги мне, Господи!»
И Он помогает — вот уже 2 тысячи лет...