Главная Культура 00:05 23 Апреля 2014 2210
Театр должен давать надежду, а не иллюзии

Армен Джигарханян рассказал, как привести детей в театр

Виктория Пешкова

Когда-то сводить любимое чадо во МХАТ на легендарную «Синюю птицу» было для родителей делом чести. Кто постарше, наверняка помнит волшебное заклинание: «Мы длинной вереницей идем за Синей птицей». Тогда поход в театр для ребенка был долгожданным событием, почти как Новый год или день рождения. Даже не самые популярные у взрослых зрителей театры старались на совесть делать спектакли для детей. Времена изменились. Но российская театральная премия «Хрустальная Турандот» пытается возродить детский театр в рамках фестиваля «Лига Синей птицы».

Почему лига? Это музыкальный знак, объединяющий ноты, а задача фестиваля — объединить детей вокруг театра. В этом году в конкурсе участвует одиннадцать постановок, и фестивальная афиша получилась довольно пестрой: «Кот в сапогах» (Театр им. Вахтангова), «В поисках волшебства» («Школа современной пьесы»), «Все другие и собака» (Театр Образцова), «Принц и нищий» (Театр Терезы Дуровой), «Питер Пэн» (МТЮЗ), «Любовь к трем апельсинам» (Музыкальный театр Н. Сац), «Айболит» (ЦАТРА), «Гадкий утенок» (Театр Армена Джигарханяна), «Тайна старого шкафа» (Театр на Малой Бронной), «Недоросль» (Малый театр), «Леля и Минька» (РАМТ).Оценивать эти спектакли будет не какое-то «профессиональное жюри», а маленькие зрители вместе с родителями.

О маленьких зрителях в большом мире театра мы побеседовали с актером и режиссером Арменом Джигарханяном, театр которого уже примкнул к «Лиге Синей птицы».

— Армен Борисович, как вы считаете, в каком возрасте малыша можно привести в театр, чтобы у него не возникло отторжения нового мира, которого он еще не знает?

— Этот вопрос гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Все дети разные, они растут и развиваются с разной скоростью, и нельзя всех стричь под одну гребенку. Мы любим стандарты, с ними легче жить, но это кажущаяся легкость. Любой человек, но маленький в особенности, требует индивидуального подхода. Звучит банально, но это истина. Так что надо не вычислять гипотетический «подходящий возраст», а присмотреться к своему ребенку. И в первый раз вести в театр надо на то, что ему знакомо, например, на любимую сказку. Тогда никакого отторжения, как вы выразились, не будет. Взрослые вообще склонны недооценивать детей. Однажды моя знакомая, педагог Консерватории, пригласила меня на концерт своих учеников. Среди прочего, в программе был Моцарт, которого играли девочки лет 12-13. Я спросил ее, не рано ли? И она мне сказала потрясающую вещь: они ближе к Моцарту, чем мы. Потому что его музыка — не логика, а чувства, которым дети открыты больше, чем взрослые.

— То есть поверять алгеброй гармонию не обязательно?

— Именно! С помощью алгебры в искусстве никогда не доберешься до истины. Могу привести пример из личного опыта. Давно, когда дети мои были еще маленькими, дочке лет 12, сыну — 10, я собрался смотреть по телевизору «Гамлета» Козинцева и попросил их уйти играть в другую комнату, чтобы не мешали. Им стало интересно, чему такому важному они могут помешать, и пристроились смотреть вместе со мной. И просидели весь фильм не дыша.

— Неудивительно — дети, как правило, берут пример с родителей! Но сегодняшние малыши — дети тех, чье детство пришлось на 90-е...

— Могу продолжить дальше — тогда до культуры никому дела не было, и этим, из 90-х, никто особо книжек не читал и по театрам их не водил, а значит, и они своих детей будут воспитывать так же, и никто ни в чем не виноват. Так? По глазам вижу, что так вы и думаете. Но ведь легче легкого все списать на низкий уровень культуры и таким образом отделаться от серьезной проблемы. Знаете, кто-то из великих сказал, что недостатки собственного воспитания в детстве человек, повзрослев, может исправить сознательными усилиями. Так что, если мамы с папами, вспомнив свое детство, захотят, чтобы их дети имели больше не еды и игрушек, а пищи для ума и работы для сердца, они найдут время и книжку хорошую им почитать, и в театр сводить. Им в большинстве случаев не времени не хватает, а желания. Лень им — вот и весь секрет!

— Ну, хорошо, победили они лень, привели любимое чадо в театр, а спектакль оказался так себе. Не секрет ведь, что взрослые театры очень неохотно берутся за детские постановки.

— А это уже есть отсутствие профессионализма. Не умеешь поставить увлекательный спектакль — уходи из профессии. Театральные деятели очень любят жаловаться на то, что народ в театр ходит неохотно, что серьезный театр никому не нужен. Отчасти это правда, не будем лукавить. Я не так давно был у одного чиновника, средства для нашего театра изыскивал. Знаете, с чего он разговор начал? Говорит: театр — это, конечно, хорошо, но вот я вчера на КВНе был, так смеялся! Но люди в театр все-таки ходят, и не только ради пустеньких комедий! Значит, кому-то он все-таки нужен. Да, театр — искусство непростое, работы мысли от зрителя требует, напряжения чувств, а этому его учить надо. И учить с детства. Выращивать для себя зрителя нужно! Чтобы начал он с «Красной шапочки», дорос до «Ромео и Джульетты», а потом и «Гамлета» с «Макбетом» оценил. Но если он в самый первый раз Шапочке не поверит, то потом его в театр и калачом не заманишь. Ребенок очень точно чувствует фальшь и если перестает верить, то надолго, если не навсегда. Детские разочарования порой с человеком на всю жизнь остаются.

— Взрослые тоже фальшь чувствуют. Но мы, по меткому определению Пушкина, рады обманываться. А что есть театр, вообще искусство, как не великая иллюзия, позволяющая на время отключиться от житейских проблем?

— Я занимаюсь театром 60 лет, а потому готов отвечать за свои слова: театр должен давать надежду, а не иллюзии. Бредя в длинном-длинном темном туннеле, мы ищем света. Но свет должен быть настоящим — от солнца, а не от фонаря.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9463
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7165
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?