Через неделю, 28-29 ноября, на саммите Восточного партнерства Евросоюза в Вильнюсе Молдавия готовится парафировать соглашения об ассоциации и безвизовом режиме с ЕС. Если Украина в последний момент споткнулась (см. статью «Велыки гроши» в «Труде» от 20 ноября), то Кишинев не намерен менять планы. Однако чем ближе заветная дата, тем сильнее накал страстей.
В начале ноября Коалиция за проевропейское правление (КПП) собрала многотысячный митинг в поддержку евроинтеграции. Но завтра коммунисты обещают пройти по стране 40-тысячным маршем с требованием отстранить коалицию от власти, а потом всем миром двинуть не в ЕС, а в Таможенный союз, поближе к России, Белоруссии и Казахстану. Вильнюс — серьезная развилка. Через год в Молдавии парламентские выборы. КПП, взяв курс на евроинтеграцию, пытается всучить избирателю новую мечту. Ведь от прежней мало что осталось. Обещанных 300 тысяч новых рабочих мест нет. Не добавили счастья жителям Молдовы и пришедшие в страну кредиты и гранты (зато вырос внешний долг).
«Власти так и не представили ясной информации о том, как они тратят выделенные Евросоюзом средства, — говорит директор компании Politexpert Игорь Волницкий. — Как о достижениях говорили, что в страну пришло 90 млн евро на реформирование юстиции, 70 млн — на повышение качества винодельческой продукции... В марте 2010-го отрапортовали, что добились поддержки программы модернизации страны стоимостью в 2,6 млрд долларов. Но никто не сказал, что средства пойдут малыми траншами в течение нескольких лет. А евроинтеграторам стали задавать вопросы: где деньги? Сегодня же власти создали иллюзию того, что жизнь после вильнюсского саммита превратится в рай».
Одно очевидно: саммит пройдет, и настанет 30 ноября. Жители Молдовы все так же будут ждать своих жалких зарплат (в 10 раз ниже средней по Европе). Пенсионеры попытаются дожить до следующей пенсии, которой не хватит даже на оплату счетов за тепло. Евросемья — звучит привлекательно, но в ней справляться с бедностью каждый должен сам.
Электоральным бонусом для КПП в такой ситуации могла бы стать либерализация визового режима с ЕС. Ее дополнит уже существующая либерализация воздушного пространства, значительно удешевившая передвижение по Европе — для сотен тысяч молдаван, ищущих заработок на Западе, это очень актуально. Обещают и приток капитала в случае вступления в силу соглашения о свободной торговле. Правда, еще до капиталов в страну хлынут товары из Европы, с которыми не сможет конкурировать большая часть товаров местных производителей. Все эти «за» и «против» трудно взвесить: переговорщики не разглашают условия соглашений. Министр экономики Валерий Лазэр обещает открыть информацию, но только после парафирования документов.
Еще больнее ударит ухудшение отношений с Россией. Москва может ограничить доступ молдавской продукции на свой рынок, ужесточить миграционный режим, «давить» на газ — точнее, на его цену. Об этом громче всех говорят коммунисты. «Срочная интеграция в Таможенный союз — именно это даст Молдове глоток свежего воздуха», — заявил их лидер Владимир Воронин. Зато снижение цен на энергоносители позволит Молдавии экономить 0,5 млрд долларов в год. Тут можно было бы вспомнить, что активное движение в направлении Евросоюза в 2005 году инициировала именно компартия, находившаяся тогда у власти. Да и с какой стати России брать на себя содержание независимой Молдавии? Но Воронин знает, о чем и когда говорить: по данным социологов, сейчас наибольшим доверием сограждан пользуется именно лидер коммунистов.
Кстати, в годы своего правления коммунисты придумали отличный лозунг: строить Европу в Молдове. Его подхватили и другие партии, но дальше слов дело не пошло. Молдавия остается беднейшей страной в Европе. Главный товар на экспорт — рабочие руки. Процветает коррупция. Теперь в моде другие лозунги: евроинтеграция или ТС, третьего не дано. И граждане снова на распутье, в ожидании то ли золотого дождя с запада, то ли щедрых подарков с востока.
А в это время
Верховная рада Украины не поддержала вчера ни один из шести внесенных в повестку дня законопроектов, направленных на разрешение лечения узницы Юлии Тимошенко за границей. Условие, которое ЕС ставил перед Украиной для принятия в свою ассоциацию, осталось невыполненным.