Он был необычайно щедр на яркие эпитеты, метафоры, афоризмы. И еще в молодые годы с исчерпывающей полнотой сформулировал суть своей уникальной профессии: «Поэт в России — больше чем поэт». Выставка под названием «Евтушенко. Роман с жизнью», открывшаяся в Музее современной истории России к 90-летию поэта, сполна подтверждает эту неоспоримую истину.
Евтушенко ведь не только с юных лет жадно, взахлеб писал стихи, успев выпустить за свою 85-летнюю жизнь порядка 150 сборников, многие из которых становились событием литературной жизни. Евтушенко был еще и политиком, общественным деятелем, настоящим гражданином своей страны. Еще 20-летним студентом он заступился за подвергавшийся несправедливой критике роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым», за что был исключен из Литинститута.
Позже, став знаменитым поэтом, к которому власть вынуждена была прислушиваться, спасал от преследований Эрнста Неизвестного, Наталью Горбаневскую, Синявского и Даниэля, вытаскивал из тюрьмы Иосифа Бродского. Звонил председателю КГБ Юрию Андропову с требованием прекратить травлю Солженицына. В 1968 году в связи чешскими событиями послал телеграмму протеста Брежневу и написал яростное, разошедшееся по самиздату стихотворение «Танки идут по Праге».
В перестройку Евтушенко стал народным депутатом, возглавлял писательскую ассоциацию «Апрель», слыл трибуном и глашатаем происходивших в стране перемен. В 1991 году он стоял плечом к плечу с защитниками Белого Дома, а в 1994 отказался принять из рук Ельцина орден в знак протеста против войны в Чечне. Позже, живя половину года в России, а половину в Америке, где преподавал русскую литературу, не без оснований считал себя послом мира, призванным снимать политическое напряжение между нашими странами.
А еще он писал самобытную прозу — помню, какое впечатление произвел на меня в свое время его роман «Ягодные места». А еще снимал кино в качестве сценариста и режиссера (картины «Детский сад» и «Похороны Сталина»). Ярко сыграл Циолковского в фильме Саввы Кулиша «Взлет», который получил приз на Московском кинофестивале. Собирался выступить в роли Сирано де Бержерака в неосуществленном, увы, фильме Эльдара Рязанова по знаменитой пьесе Эдмона Ростана. Кандидатуру Евтушенко в качестве исполнителя главной роли зарубили на самом «верху» из-за его политической позиции.
А еще Евтушенко прекрасно фотографировал, объездив с редким по тем временам японским «Никоном» около 100 стран мира. Во многих из них потом проходили его персональные фотовыставки. А еще поэт был знатоком современного искусства и коллекционировал живопись. Собственно, этим и другим граням его разносторонней личности и посвящена выставка.
Открывает ее раздел «Мое человечество» — избранные фотографии из творческого наследия мастера. Евтушенко снимал и пейзажи, и жанровые сцены, но на выставке представлены, в основном, портреты. Лица итальянских партизан, вьетнамских крестьян, сибирских рыбаков, ветеранов Великой Отечественной. Здесь же — овеянные теплотой и нежностью фотографии родных людей. Это и его мама Зинаида Ермолаевна, и няня Нюра, и тетя Лиза, и жена Мария Владимировна, для него просто Маша. Ко многим фотографиям предпосланы емкие, выразительные стихотворные посвящения поэта, от которых щемит сердце.
Интереснейший раздел выставки — картины, приобретённые самим Евтушенко или подаренные поэту художниками, с которыми он был знаком, а со многими дружен. Здесь работы Пикассо, Шагала, Пиросмани, Сикейроса, Ренато Гуттузо, Макса Эрнста, Хуана Миро, Михаила Шемякина, Олега Целкова. Сам Евтушенко называл свою коллекцию эклектичной, но в этом и состоит ее прелесть. Живописные полотна, графика и скульптура — разные по стилю и творческому почерку — дают возможность почувствовать атмосферу ушедшего времени, увидеть красочное разнообразие мира.
Собирать живопись Евтушенко начал еще на исходе 50-х годов. На Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве он познакомился с Эрнстом Неизвестным, Олегом Целковым, Юрием Васильевым. Те подарили ему свои работы, которые положили начало его коллекции. Позже поэт поддерживал опального Целкова, в том числе и материально. Приводил к нему именитых покупателей в Тушино. В благодарность за неоценимую поддержку Олег Николаевич отдаривал поэта картинами. В итоге у Евтушенко оказалось 9 работ художника, которого в 1977 году власть вынудила уехать из страны. На сегодня это едва ли не лучшая коллекция картин Олега Целкова в России.
Занятная история произошла у Евтушенко с Пикассо. Великий художник принимал его в 1962 году в своей мастерской. Показал ему 40 новых картин (каждая из них стоила баснословных денег) и предложил выбрать в подарок одну из них. Евтушенко не без налета дерзости ответил, что он любит работы «голубого периода» художника, а из представленных ему не нравится ни одна. На вопрос «Почему?» ответил: «Потому что мне кажется, что вас обидела какая-то женщина, и вы обиделись на всех женщин мира», изображая их в карикатурном виде.
«Тогда Пикассо, — вспоминал Евтушенко, — поднял тост за великую Россию и сказал, что жив еще бессмертный дух Настасьи Филипповны, которая бросает пачки денег в камин. На следующий день я получил от него в подарок рисунок, который мне нравился».
Его тоже можно увидеть в коллекции поэта. Как и уникальные совместные фотографии Евтушенко с Маркесом, Нерудой, Феллини, Апдайком, Артуром Миллером, Генрихом Бёллем, Фиделем Кастро, Робертом Кеннеди и другими знаменитостями. Как и трость Марка Твена, которую поэту подарили друзья американского классика в благодарность за поэму «Бабий Яр».
Заключительный раздел экспозиции посвящен жизни и творчеству поэта в ХХI веке. Уникальные предметы передала вдова Евтушенко. Это его личные вещи, литературные и государственные награды, сценарий поэта к фильму «Мушкетеры» по мотивам романа Александра Дюма, так и не снятого при жизни Евгения Александровича. Частично воссоздан переделкинский кабинет поэта — скромный стол, кресло, печатная машинка, книжные полки и даже модель окна, через которое он смотрел на уголок своего сада. Дополняет эту атмосферу голос поэта — он читает с экрана монитора свои знаменитые стихи «Идут белые снеги, как по нитке скользя, жить и жить бы на свете, но, наверно, нельзя»...
P. S. Всего на выставке, которая продлится до 30 августа, представлено около 200 экспонатов. Организаторы экспозиции считают ее для Музея современной истории России главным событием года.