Международный фестиваль лучших театральных постановок грядет в Петербурге. Проводит его ежегодно Театр юного зрителя им. Брянцева. Нынешний – уже 24-й.
Съезжаются на этот смотр как российские коллективы, так и зарубежные. Причем не только с «малышовыми» спектаклями: есть в программе и те, что рассчитаны, например, на подростков. А главное, чем славится фестиваль – это оригинальность, смысловая глубина и зрелищность привозимых работ. При том что в основе их обычно классические произведения драматургии. Это основной принцип отбора.
Но классика предлагается зрителю не «переделанной», как это, увы, принято на многих сегодняшних сценах, когда от первоисточника остаются разве что имена героев, а узнаваемая, родная и любимая. Но так интересно поставленная режиссерами и сыгранная исполнителями, что ты, скорее всего, откроешь в ней для себя то, чего раньше не предполагал.
Возьмем, к примеру, «Пиковую даму» по повести Пушкина. Ставят ее не первый десяток лет, и я здесь не об общеизвестной опере Чайковского, а о балетных, драматических, пантомимных версиях. В Екатеринбурге же режиссёр и хореограф Сергей Землянский пересказал драму Германа, влюбленной в него Лизы и старой графини в экспрессивном спектакле без слов, предпочтя вербальным средствам язык тела. На Урале, где зритель не менее требователен, чем в обеих наших столицах, эта работа признанного мастера пластической драматургии собирает аншлаги.
Именно с неё стартует 24 мая фестиваль в Петербургском ТЮЗе. Всего же в насыщенной девятидневной программе 26 спектаклей. Восемнадцать из них представят отечественные труппы.
Среди таковых – сам ТЮЗ с «Обыкновенным чудом» Алексея Франдетти, московский Центральный театр кукол с нашумевшей постановкой Екатерины Образцовой «Я – Сергей Образцов», где в главной роли Евгений Цыганов, а также режиссерские работы Сергея Женовача, Анатолия Ледуховского, Олега Рыбкина, Анджея Бубеня, Александра Баргмана, Григория Лифанова, Тимура Кулова…
Зарубежными гостями обещана мировая премьера «Лжи» по Флориану Зеллеру Белградского драматического театра (Сербия). В главной роли здесь – полюбившийся россиянам актёр театра и кино Милош Бикович, который в прошлом году покорил петербургскую публику непосредственностью и искрометным чувством юмора, а также практически совершенным знанием русского языка на творческом вечере в том же ТЮЗе.
Приезжают и театры из Армении, Турции, Ирана, Венгрии. Два последних везут на фестиваль Шекспира: венгры – «Ричарда III», иранцы – постановку с интригующим названием «Макбет-э Зар». Выбор материала явно не случайный, судя по непреходящей актуальности шекспировских пьес и в нынешний сложный для нашей планеты период…
Помимо основной площадки, показы пройдут на сценах Эрмитажного театра, МДТ, Александринки… Так что и в этом отношении тюзовский фестиваль выходит далеко за рамки локального действа.
Да и не ограничивается его программа только спектаклями. Дополнят ее общедоступные лекции известных специалистов, драматургическая арт-лаборатория «Молодежь. Театр. Lab. Палитра – 2023» под руководством Александра Вислова, круглый стол с участием ведущих режиссёров и театроведов. Покажут свои работы и учащиеся московского ГИТИСа (актерский курс Нонны Гришаевой), театральных вузов Ирана.
Фестиваль продлится до 1-го июня.