Трудовой коллектив одного из трех местных заводов — «БазэлЦемент-Пикалево» — готов снова выйти на улицу и, если потребуется, перекрыть федеральную трассу. Как это было пять лет назад.
Тогда из-за конфликтов собственников заводов на несколько месяцев приостанавливал работу весь местный производственный комплекс. А поскольку Пикалево — ярко выраженный моногород, то без работы и практически без средств к существованию остались несколько тысяч человек. В ситуацию вынужден был вмешаться лично Владимир Путин. Он обязал собственников предприятий «БазэлЦемент-Пикалево», «Пикалевский цемент» и «Пикалевская сода» сесть за стол переговоров и подписать соглашение о сотрудничестве.
Уже тогда, впрочем, было понятно, что данный «тройственный союз» вряд ли будет долговечным. Слишком разнятся интересы новоявленных хозяев в отдаленном от центра Пикалево. Если в чем и схожи, так это в желании выжать все из заводов, да и забыть про них. Заодно и про тех, кто на них работает.
— После массовых увольнений 2009 года сотни людей, молодых и в возрасте, оказались на улице и, не имея постоянного заработка и перспективы, начали деградировать и спиваться, — рассказала «Труду» Светлана Г., одна из сотрудниц «БазэлЦемента». — Раньше, например, у нас в городе никогда не было пьяных, даже в праздники. Не говоря уже о попрошайках, мелких воришках. Теперь их на улицах во множестве. Что сейчас с предприятиями? «Пикалевская сода» вроде пока живет, но там и работает всего 350 человек. На нашем заводе более 2 тысяч, и все мы чувствуем себя как на вулкане. Выгонят — не выгонят, обанкротится предприятие — не обанкротится? Морально очень тяжело.
Сейчас камнем преткновения на «БазэлЦемент-Пикалево» стали поставки сырья на 2014 год, а также коллективный договор.
С сырьем история знакомая. «Пикалевский цемент», входящий в «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», не соглашается заключать с «БазэлЦементом» договор на поставки нефелинового шлама по цене 500-520 рублей за тонну. Ведь в минувшем году сырье закупалось по более низким ценам — тонна за 462 рубля. «Уперся» и «Базэл», напирая на то, что такая цена (462 рубля) почти два года не индексировалась.
Договор между двумя заводами истек в конце декабря 2013 года. В данный момент оба предприятия работают по дополнительному соглашению, заключенному на прежних условиях. Действует оно до конца месяца. Если за неделю хозяева предприятий не договорятся, то весь производственный комплекс в Пикалево снова встанет.
— Честно говоря, устали уже все от постоянных «разборок» собственников, — комментирует ситуацию Светлана Антропова, председатель профкома «БазэлЦемента». — Только и умеют, что делить. Сначала разделили единое государственное производство на три независимых предприятия. Хотя какие они независимые, если не могут жить самостоятельно? Потом взялись душить друг друга. Вот торгуются сейчас по ценам на шлам. Но ведь понятно, что без этого сырья «Пикалевский цемент» все равно никак не может — должен будет либо купить его у нас, либо остановить завод.
— А что с коллективным договором на вашем предприятии, Светлана Дмитриевна?
— Все в подвешенном состоянии. Новый генеральный директор Максим Волков, которому завод передан в оперативное управление, не согласен с нашими предложениями по индексации зарплаты. Хотя мы лишнего не просим — только индексации на уровне инфляции 2013 года.
— Пять лет назад хозяева грозили массовыми увольнениями.
— Сейчас пока ничего такого нет. Только пять работников ушли в связи с реорганизацией производства. Но при этом гендиректор продал наш профилакторий, столовые, детский лагерь. А ведь в профилактории люди не в бильярд шары гоняли, а лечились. У нас вредное производство, сам воздух в Пикалево из-за заводов нездоровый. Без постоянного медицинского обеспечения никак нельзя. Но Максим Волков слышать об этом не хочет — мол, если надо, лечитесь сами где хотите. Ушел с молотка детский лагерь, некогда один из лучших в Ленинградской области. По счастью, не в частные руки — выкупила его областная администрация. Это оставляет надежду, что там наши дети смогут отдыхать как и прежде, то есть по приемлемым ценам.
О Максиме Волкове отзываются на «БазэлЦементе» неоднозначно. Он является собственником предприятия «Пикалевская сода». На предложение Дерипаски возглавить «Базэл» согласился с условием, что если поставит на ноги завод, то получит 35% его акций в собственность. То есть налицо личная заинтересованность управляющего не допустить не то что банкротства, но даже малейшего простоя предприятия. С одной стороны, это очевидный плюс. А с другой стороны, есть соблазн решать проблемы основного производства за счет сокращения социальных обязательств.
Ну и, увы, традиционное для наших управленцев нежелание идти на контакт с коллективом, фактическое игнорирование предложений профсоюзного комитета. Последнее, как показывает недавний опыт все того же «БазэлЦемента», ни к чему хорошему обычно не приводит.
Справка «Труда»
ЗАО «БазэлЦемент-Пикалево» вошло в состав холдинга «БазэлЦемент» в 2008 году. Основная продукция завода — глинозем, гидрат алюминия и известняк. Получаемые при производстве глинозема белитовый (нефелиновый) шлам и карбонатный раствор поставляются двум смежным предприятиям — ЗАО «Пикалевский цемент» («ЕВРОЦЕМЕНТ груп») и ЗАО «Пикалевская сода» («Метахим»).