Премьер Владимир Путин сделал сильный предвыборный ход — объявил войну коррупции. Поборы и откровенное воровство достали как бизнес, так и рядовых граждан, поэтому кандидат в президенты может рассчитывать на всенародную поддержку. Но только если это будет реальная война, а не борьба нанайских мальчиков.
Приехав на
Напомним, что Россия в рейтинге наиболее коррумпированных стран в очередной раз заняла одно из лидирующих мест —
Цивилизованный мир готов делиться опытом. В октябре в России побывала оценочная группа ГРЕКО (Группа государств против коррупции), которая проводит третий раунд оценки реализации положений антикоррупционных стандартов Совета Европы. Доклад ГРЕКО ожидается до конца нынешнего года, но уже известно: Россия не выполняет половину европейских рекомендаций по борьбе с коррупцией. В частности, до сих пор не ратифицирована Конвенция ООН против коррупции, где
Между тем в Дании, имеющей репутацию наименее коррумпированной страны, нечистых на руку чиновников ловят и правоохранительные органы, и члены парламента, и СМИ, и общественные организации, и рядовые граждане. Ежегодно в тамошнюю полицию поступает более 35 тысяч заявлений о возможных нарушениях антикоррупционного законодательства. И все тщательно проверяются!
Хотя для России больше подошел бы жесткий опыт Сингапура — с независимым бюро по борьбе с коррупцией, подчиненным лично главе государства. Бюро проверяет каждый сигнал, поступивший на любого самого высокопоставленного чиновника, живущего не по средствам. Проверке подвергаются жены, дети, родственники и даже друзья. И никто не уходит от ответственности.
В Италии добиться успеха в борьбе с мафией помогла простая и эффективная мера: сотрудничающий со следствием взяткодатель освобождается от ответственности. Тем самым разрывается «круговая порука» между организатором коррупции и его жертвой. А в США пошли еще дальше. Согласно антикоррупционным законам RICO, если пойманный член организованной преступной группы не сотрудничает со следствием, то у его семьи конфискуется все! Даже добросовестно приобретенные активы. Оставляют лишь самое необходимое для скромного существования.
В России другой пример — инициированный президентом Дмитрием Медведевым закон о стократном увеличении штрафов за взяточничество и коммерческий подкуп. Закон вступил в силу минувшей весной, но пока еще не разорил ни одного взяточника. Может, счет им будет открыт по случаю приближения выборов?