Поистине грандиозное, с участием звезд первой величины начало нового сезона в Мариинском театре, обещает публике немало интересного в этом театральном году. Открылся он нынешней осенью с Торжественной мессы Бетховена. Так отметили 200-летие появления одного из итоговых произведений великого композитора, чья мировая премьера в полном виде усилиями его русских друзей и ценителей творчества состоялась именно в Петербурге в 1824 году – в том самом здании на Невском, где теперь Малый зал филармонии. Более того, это исполнение без купюр оказалось и единственным при жизни автора.
За недавние месяцы Месса прозвучала на многих концертных площадках планеты. В том числе в московском «Зарядье», куда ее привезли мариинцы. Юбилейное исполнение прошло в акустически совершенном зале, собравшем аншлаг. Всё сошлось в этом концерте: великая музыка, знаменитый на весь мир симфонический оркестр Мариинки, скрипичное соло в оркестре Лоренца Настурика-Гершовичи; орган, хор, солисты. И, конечно, Валерий Гергиев за дирижерским пультом!
Тот вечер «задал планку» 242-му году служения театра искусству. В этой долгой истории практически нет пауз, а репертуар насыщен шедеврами. Под стать им – исполнители.
Мировая знаменитость румынский скрипач Лоренц Настурика-Гершовичи второй десяток лет возглавляет созданный по инициативе маэстро Гергиева «Страдивари-ансамбль». В нем только струнные. А играют музыканты на инструментах великих мастеров прошлого – Страдивари, Гварнери, Амати.
Популярностью ансамбль не уступает сейчас лучшим мировым коллективам. В репертуаре не только классика, но и джаз, и лучшие образцы «легкой музыки». Его недавнее, спустя пару недель после исполнения бетховенского шедевра, выступление в концертном зале с произведениями Моцарта, Мендельсона, Стравинского, Пьяццоллы восхищенные слушатели определили коротко: «Заменил большой оркестр!»...
Как без раскачки театр начал новый театральный год, так без остановок и двинулся по календарю событий: что ни спектакль, то открытие – нового для себя автора, постановщика, исполнителя. Немало ожидает публику сюрпризов: больших и маленьких, оперных и балетных. Но первым делом все-таки то, что уже сделано. А именно – запоминающиеся премьеры прошлого. Среди них – балет «Анюта». Поставлен он был в минувшем сезоне на Исторической сцене.
Отечественные зрители знают его преимущественно по телефильму 1982 года, придуманному балетмейстером Большого театра Владимиром Васильевым совместно со сценаристом и режиссером Александром Белинским. В основе – рассказ Чехова «Анна на шее». А своего рода ключом к постановке стала музыка прославленного петербуржца Валерия Гаврилина. Это был бенефисный спектакль рано, к сожалению, ушедшей Екатерины Максимовой, незабвенной примы Большого. Телебалет ставился на нее и для нее.
Снимали его в городе на Неве на «Ленфильме». Сценическое воплощение «Анюта» обрела позже в Неаполе, затем в Москве. И вот теперь – на «родине», в Петербурге, став едва ли не единственным в истории балетным спектаклем, перенесенным с экрана на сцену, а не наоборот. Поставил его Владимир Васильев.
В наступившем сезоне «Анюта» обещает стать «главной заманкой» для балетоманов. В немалой степени благодаря исполнителям ведущих партий Ренате Шакировой (Анюта) и Владимиру Шклярову (Модест Алексеевич). В их творческом дуэте априори важна синхронность. Не только чисто техническая, которую можно наработать, но внутренняя, душевная. То, что для первых исполнителей партнеров и супругов Максимовой и Васильева было естественным: они в унисон и жили, и искусству служили.
Квинтэссенция балета – тарантелла – в стремительном, эмоциональном, практически безупречном исполнении Шакировой вызвала в переполненном зале бурю аплодисментов. После дебюта Рената признавалась журналистам, что ей «пришлось через себя пропустить весь сюжет, вжиться в него, чтобы каждое движение стало внутренним порывом».
Не забыты в наступившем сезоне и гастроли. В Мариинке. И самой Мариинки в других городах и странах. В эти октябрьские дни на её новой сцене представляет петербургским зрителям свою новую работу Большой театр. Это опера «Беатриче и Бенедикт» Берлиоза. В России её не ставили. До начала текущего века она вообще была редкостью на мировых подмостках. С началом же ХХI вновь, как 180 лет назад, стала популярной.
А наш театр сейчас в Китае с оркестром и балетной труппой. Масштабный гастрольный тур по семи городам КНР продлится до 27 октября. В его программе жемчужины репертуара: «Ромео и Джульетта» Прокофьева и «Баядерка» Минкуса. Запланирован также балетный гала-концерт. В симфонической программе восемь концертов под управлением Валерия Гергиева.
И на десерт – о трех показах в ноябре оперы «Война и мир» Сергея Прокофьева в постановке Андрея Кончаловского. Разумеется, с маэстро Гергиевым у пульта.
К слову, двадцать четыре года назад, в 2000-м году, на премьеру этой музыкальной эпопеи приезжали Владимир Путин и Тони Блэр, в то время премьер-министр Великобритании. Он был с супругой. Корреспонденту «Труда» посчастливилось попасть в тройку (больше не разрешили секьюрити!) аккредитованных на тот спектакль журналистов. Устроились мы сравнительно недалеко от царской ложи, откуда смотрели спектакль наш президент и их премьер. А мы смотрели на них, чтобы передать затем в редакцию свои репортажи о неформальном общении в свободное время двух лидеров. До начала представления они активно общались. В антракте прогулялись по фойе. Блэр с видимым удовольствием оставил несколько автографов подошедших к нему с программками зрителей. Все выглядело искренне, по-дружески. Как после того не поверить в волшебную силу искусства!