1,145 трлн рублей
потребуется на 3 года для выполнения предвыборной программы Владимира ПутинаДополнительный триллион рублей на выполнение предвыборных обязательств Владимира Путина кабинет министров по привычке предлагает взять в топливно-энергетическом комплексе. Но вряд ли президент легко согласится с таким предложением.
Решения приняты, обсуждения по ним в правительстве и вокруг правительства закончены, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая заседание правительства и давая понять министрам, что прений не будет.
Накануне Владимир Путин подверг кабинет не громогласной, но резкой критике — за то, что в подготовленном бюджете не учтены предвыборные обещания главы государства. «Так быть не может, и так не будет, хочу сразу об этом сказать», — предупредил президент. Чуть позже — для вящей убедительности — министры образования, регионального развития и труда получили по выговору. В результате в среду вечером премьер-министр Дмитрий Медведев совещался в подмосковной резиденции с министром финансов Антоном Силуановым и консультировался с «социальным» вице-премьером Ольгой Голодец.
После чего на заседании правительства премьер почти по-фрондерски заявил: «Существенные условия формирования бюджета остались неизменными. Они вытекают из параметров, определенных бюджетным правилом. И здесь не может быть никаких компромиссов. Это должны понимать все, абсолютно все». Но сразу добавил, что «эту позицию разделяет президент».
А проблема в том, что при составлении бюджета требовалось совместить два не очень-то совмещающихся в пространстве и во времени указания Владимира Путина. Во-первых, начать снижение нефтегазовой доли в доходной части бюджета. Конкретно: за три года снизить не нефтегазовый дефицит с нынешних 10,7 до 8,5% ВВП. Что и было сделано Минфином: в 2013 году в Резервный фонд планируется спрятать 373,4 млрд рублей, в
200 млрд рублей
требуется зарезервировать на возможные антикризисные меры для поддержки граждан и предприятийВо-вторых, не снижать и даже наращивать уровень социальных выплат, и, выполняя майские указы президента, повышать зарплаты врачам, учителям и так далее. На что требуется 1,145 трлн рублей — на те же три года. К тому же требовалось зарезервировать на возможные антикризисные меры 200 млрд рублей для поддержки граждан и предприятий и 150 млрд рублей на пополнение капитала банков. И найти деньги для развития Дальнего Востока. И так далее. В общем, как говорит министр Антон Силуанов, «пришлось искать внутри, то есть идти на бюджетные маневры; часть расходов минимизировали, часть отложили, а по части приняли так называемые кредитные схемы». То есть вместо прямого бюджетного финансирования исполнители госзаказа получают кредит под гарантии субсидирования процентной ставки, а оплата заказа бюджетом проводится в момент исполнения контракта или с отсрочкой. «Залезли в обязательства следующих годов», — признался Силуанов.
Урезана и помощь региональным бюджетам: в 2013 году они не получат около 120 млрд рублей, необходимых для повышения зарплат тамошним бюджетникам — учителям, врачам и т.д. И непонятно, что делать с уже обсуждаемой пенсионной реформой, которая тоже требует немалых денег. А ведь стратегию развития пенсионной системы правительство должно представить президенту до 1 октября. И еще неизвестно, уложится ли эта реформа в уже уготованное ей бюджетное ложе.
В общем, запросов много — денег мало, все дыры не заткнешь. Правда, на заседании правительства прозвучало обещание министра финансов «заработать на приватизации»: в 2013 году — 427,7 млрд руб-лей, в 2014 году — 330,8 млрд рублей, в 2015 году — 595,1 млрд рублей.
А еще Антон Силуанов предложил забрать у госкомпании «Роснефтегаз» почти все накопленные дивиденды и направить их на развитие Дальнего Востока и Сибири. Раньше предполагалось, что на эти деньги «Роснефтегаз» приобретет пакеты акций других ключевых компаний ТЭК и таким образом укрепит государственное ядро в российской экономике. Но министр финансов теперь предлагает такой «конфискационный маневр». Вице-премьер Аркадий Дворкович эту инициативу поддержал. Глава правительства Дмитрий Медведев поручил в кратчайшие сроки подготовить соответствующий документ.
150 млрд рублей
понадобится на пополнение капитала банковНо неизвестно, как оценит это предложение президент Владимир Путин. Ведь если из большой нефтяной реки черпать без меры, то даже она может пересохнуть. Кроме того, именно с новыми инвестиционными проектами в ТЭК, и в частности в нефтяной отрасли, связаны надежды на развитие нашей главной «житницы и здравницы», от которой в большой мере зависит наполнение бюджета в ближайшие годы. И резать курицу, несущую золотые яйца, опасно: навар, возможно, нынешнее правительство и получит, а что дальше — зубы на полку? В общем, есть все основания думать, что Владимир Владимирович попросит членов правительства еще раз хорошенько подумать. Возможно, кому-то такая возможность будет предоставлена в последний раз...
Слово эксперту
Виталий Третьяков, политолог
— Владимир Путин не просто пожурил министров. Считаю, это был обдуманный и конкретный посыл всему правительству в полном составе, начиная с премьер-министра, о том, что президент недоволен работой. Формальный повод для недовольства — по каким-то причинам министры проигнорировали указы президента, подписанные сразу после инаугурации. Возможно, их сочли пропагандой для избирателей, обращенной в прошлое, а потому их можно и не исполнять. Но для президента решения были очень важны.
И если министры игнорируют распоряжения президента, публично обнародованные, то, по его мнению, они берут на себя лишнее. Ведь им никто — в том числе и лично сам Владимир Путин как президент Российской Федерации — полномочий вести самостоятельную политику не давал.
Поскольку эти упреки прозвучали публично и они касались не одного министра, а были направлены в адрес всего правительства, их нужно считать ну если не последним, то уж точно предпоследним предупреждением о возможной отставке. Послание было сделано весьма ясное: «Не заигрывайтесь! Не вы определяете политику страны (в том числе и экономическую). Важнейшие решения в государстве принимает президент. Двоевластие закончилось. Россия — президентская республика».
Указания президента правительство выполнять обязано, иначе отставка.
«Ничего личного — хочу, чтобы вы знали, ничего личного», — заметил Путин. То есть высказаны претензии не к какому-то конкретному человеку, а к ситуации в целом — так я расшифровал слова президента. Ибо все правительство игнорирует то, что ему Путин указывает делать. И если это продолжится, президент министров поменяет. Думаю, что так же расценили вчерашнее выступление Владимира Путина и многие члены правительства. Полагаю, для данного его состава дело запахло керосином.
Во-первых, совершенно очевидно, что по политической силе, по популярности у Путина сегодня нет конкурентов в нашей стране (кто бы как к нему ни относился). И, во-вторых, так же очевидно, что абсолютное большинство избирателей, то есть народа, всегда будет приветствовать отставку правительства, потому что (ясное дело!) у избирателей всегда масса претензий к любому правительству.