В 2021 году в России было продано 144,818 млн билетов в кино — четвертый результат после Китая, США и Индии! Россия стала первым рынком в Европе по данному показателю. Вроде есть повод порадоваться: мы обошли по интересу зрителей к новинкам экрана такие кинематографические державы, как Франция, Германия, Италия, Великобритания. Но есть и некоторые другие цифры...
Начнем с того, что в России проживает в полтора-два раза больше жителей, чем в каждой из перечисленных выше европейских стран. А цифра в 144 млн проданных билетов практически совпадает с численностью населения нашей страны. Получается, среднестатистический россиянин побывал в кинотеатре всего лишь раз за год. В СССР эта цифра была в 17-18 раз выше.
Понятно, тогда и развлечений было меньше: телеканалы можно было пересчитать по пальцам одной руки, никаких интернет-платформ. Но не станем сбрасывать со счетов и то, что «важнейшее из искусств» для большей части россиян стало нынче труднодоступным зрелищем. Далеко не каждый может позволить себе выложить за поход в кино 300 рублей (средняя цена билета в стране). А в Москве в некоторых кинотеатрах, в частности в «Художественном», цена билетов на отдельные сеансы доходит до 6 тысяч. В этой ситуации, думает обыватель, лучше остаться дома у телевизора, где по всем каналам с утра до ночи идут сериалы, причем бесплатно...
Отпугивает от походов в кинозалы и скудная афиша. На киноэкраны России в минувшем году вышло более 500 фильмов, но известные американские и европейские студии в большинстве своем придерживали оригинальные проекты в ожидании лучших времен. На экраны выходили в основном продолжения раскрученных проектов прошлых лет (25-я серия бондианы, «Форсаж 9», «Веном 2», «Босс-молокосос 2», «Человек паук: Нет пути домой») плюс примкнувшая к ним «Дюна» с фанатской аудиторией. Эти голливудские блокбастеры и собрали в наших кинотеатрах основную кассу. И, замечу, попутно спасли их от банкротств.
Российское кино на этом фоне выглядело бледно. В топ-20 — только две отечественные картины. И всего пять наших фильмов из 170 вышедших на экраны окупились в прокате: «Последний богатырь: Корень зла», «Батя», «Пара из будущего», «Родные», «Пальма». Особенно отличился «Батя»: при бюджете 75 млн рублей эта семейная история с семейной актерской парой в главных ролях (Владимир Вдовиченков и Елена Лядова) собрала более 530 млн в прокате. Прекрасный результат для камерного фильма.
Легко заметить, что все наши прокатные хиты нацелены на семейную аудиторию. Казалось бы, вот он, путь по завоеванию своего (а если повезет, то и международного) кинорынка. Даешь больше добрых, позитивных фильмов, включая анимацию, сказки, мелодрамы, музыкальные картины, комедии, которые объединяют в зале поколения. Особенно важно это в условиях пандемии, когда людям и так живется тяжело. Но наше кино по-прежнему настроено сурово, в нем преобладают сумрачные тона и краски, а в жанровом отношении — драмы: социальные, спортивные, военные.
Кажется, не было месяца, чтобы на экраны не вышел очередной фильм о войне — Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной, Афганской, о сирийской кампании и событиях в Донбассе. Сделанные «без божества, без вдохновенья», зато с ощутимым пропагандистским нажимом, эти пафосные, дорогостоящие картины, вызывающие у молодых зрителей отторжение, неизменно проваливаются в прокате.
Общая касса отечественных картин падает четвертый год подряд. Сегодня доля российского кино в прокате составляет порядка 25%. То есть только каждый четвертый билет наш зритель покупает на отечественный фильм. И это при том, что количество снимаемых картин год от года растет, финансовые вложения в отрасль увеличиваются.
В нынешнем году наша киноиндустрия получит от государства неслыханную сумму в 17,63 млрд рублей — вдвое больше, чем в последние годы. Но без изменения тематической и жанровой политики, без осмысленной стратегии они грозят ухнуть в черную дыру.