Главная тема футбольной зимы — 2017 — трансферные безумства китайских клубов. Почти каждую неделю они ставят рекорды по суммам сделок и зарплатам приобретенных звезд, вызывая растерянность даже у европейских грандов. Российские же клубы завидуют со стороны: еще недавно и они могли сорить деньгами, а теперь все мысли о выживании.
Вот и России перепало кое-что от китайских щедрот: один из ключевых игроков «Зенита» бельгиец Аксель Витсель продан за 20 млн евро в «Тяньцзинь Цюаньцзянь», а «Краснодар» выручил 7 млн на переходе Одила Ахмедова в «Шанхай Теллэйс». Причем новые партнеры Ахмедова — не чужие нам люди: в нападении у шанхайцев «пылит» бразилец Халк, на тренерской скамейке восседает Андре Виллаш-Боаш. Оба экс-зенитовца перебрались в Китай в прошлом году.
Еще 6 лет назад «Гуанчжоу Эвергранд» зазвал никому не известного аргентинца Дарио Конку, назначив ему годовой оклад в 15 млн евро — на тот момент больше получали только Месси и Роналду. А прошлой зимой в Китае было оформлено 224 трансфера на рекордную сумму в 345 млн евро — для сравнения, расточительная английская премьер-лига потратила только 248 млн. Сейчас же Поднебесная уверенно обгоняет англичан: 128 против 72 млн по итогам первой половины января. Произошло и знаковое событие: 32-летний нападающий Карлос Тевес заключил с «Шанхай Шеньхуа» контракт, по которому будет получать рекордные 37 млн в год. Месси с Роналду все-таки остались позади.
Примечательно, что теперь в КНР переезжают не только именитые ветераны, желающие заработать перед выходом на пенсию (в прошлые годы таковыми были Анелька, Дрогба, Робиньо). Китайцы переключились на покупку звезд на пике карьеры, на равных правах конкурируя за них с топ-клубами Европы. Так, помимо Витселя, который предпочел «Тяньцзинь» самому «Ювентусу», они недавно купили у «Челси» 25-летнего бразильского кудесника Оскара, у ПСЖ — одного из лидеров сборной Аргентины Эзекиэля Лавесси, у «Саутгемптона» — снайпера сборной Италии на Евро-2016 Грациано Пелле.
На игроков такого калибра претендует не только пара клубов-лидеров, как это принято в Европе, а почти вся китайская лига: помимо вышеназванных клубов, знаменитостями пополнились «Цзянсу Сунин», «Шаньдун Лунэн», «Тяньцзинь Теда», «Бэйчжин Гоань», «Гуанчжоу Фули», «Хэбэй Чайна Форчун»... Последний, к слову, всего год назад выбился в высший дивизион китайского футбола, но уже переманил из «Манчестер Сити» тренера Мануэля Пеллегрини.
Если верить слухам о несостоявшихся трансферах, это явно не предел. Снайпера «Баварии» Роберта Левандовского китайцы были готовы купить за 250 млн евро, а ему самому платить 40 млн в год. Для Криштиану Роналду ставки еще выше: 300 и 100 млн соответственно. Стольник в год сулили и Лионелю Месси. А ради Златана Ибрагимовича хотели раскошелиться на ежегодные 120 млн фунтов, его приглашение было поддержано на уровне правительства КНР. Правда, главные звезды планеты пока гордо отказываются. Гонорары там мирового уровня, а вот футбол дворовый. Кстати, примеру Ибрагимовича последовал и лучший футболист России — 2016 Федор Смолов. «Летом было супервыгодное предложение из Китая. Во всем чемпионате России ни у кого нет таких условий. Отказал сразу, ни секунды не раздумывал», — поведал Федор.
Впрочем, есть вещи и поважнее качества футбола. «Деньги играют важную роль, и поверьте, мой друг Витцель не спал ночами, прежде чем согласился перебраться в Китай», — делится бельгиец Дрис Мертенс. В его клубе «Наполи», услышав такие рассуждения, мигом скорректировали контракт: отныне для европейских покупателей сумма трансфера Мертенса составляет 35 млн, а для китайцев — 50 млн. Форвард «Челси» Диего Коста, узнав о предложенной ему в Поднебесной зарплате в 30 млн фунтов, поссорился с тренером лондонцев Антонио Конте, вставшим на пути трансфера, и три дня прогуливал тренировки. «Вам не нужен защитник?» — невзначай интересуется зенитовец Доменико Кришито у соотечественника Фабио Каннаваро, тренирующего «Тяньцзинь Цюаньцзянь». Дальше всех пошел голландец Уэсли Снайдер, наперед назначив себе цену: «Я бы перешел ради зарплаты 15 млн евро в год и трехлетнего контракта».
На этом фоне в Старом Свете возникла подлинная китаефобия. «Надеюсь, предложения из Китая когда-нибудь закончатся», — взмолился Антонио Конте. «Азия лишит Европу лучших игроков», — предостерегает испанская легенда Хави. «Cумасшедшие деньги, они просто взорвали рынок», — сокрушается тренер «Тоттенхэма» Маурисио Почеттино. «Это нездоровая ситуация. Надеюсь, что это эпизод, который сойдет на нет», — считает президент «Баварии» Ули Хенесс.
Спасти Европу от атак китайского дракона может официальный Пекин. Во многом он сам создал эту ситуацию: с подачи генсека Си Цзиньпина, давнего футбольного фаната, в октябре 2014 года Госсовет установил льготу на налог на прибыль для компаний, спонсирующих футбол: всего 3% вместо 25%. После этого бизнес принялся заливать клубы деньгами. Сейчас же власти намерены устранить «перегибы на местах». «Мы будем бороться с неупорядоченными трансферными выплатами и контрактами «из-под полы». Футболисты и агенты, пойманные на нарушениях, будут серьезно наказаны», — объявила Генеральная администрация Китая по спорту. А на днях в национальном чемпионате был ужесточен лимит на легионеров: вместо пяти иностранцев на поле теперь дозволено выпускать лишь троих. Впрочем, это уже влечет за собой другие проблемы: сразу 14 клубов из 16 не вписываются в новые правила, поэтому доморощенные игроки дорожают на глазах. На прошлой неделе «Хэбэй» приобрел полузащитника Чжана Чэндуна за 20,4 млн евро, оцениваемого порталом Transfermarkt.de в 475 тысяч. До этого рекорд держал защитник Цзинь Янъян: 10,83 млн при рыночной стоимости в 175 тысяч:
Чем же закончится история с китайским футболом? Взойдет ли на престол новый генсек — на этот раз любитель хоккея, бадминтона, прыжков на батуте? Или китайская экономика, темпы роста которой сокращаются с 2010 года, однажды не справится с растущей тревогой на финансовых рынках? Если Поднебесная провалится в кризис, утянув за собой раздувшийся пузырь футбольных трансферов, впечатляющее зрелище обеспечено. Впрочем, тогда всем уже будет не до футбола.
Параллели
До боли знакомо
Многие нюансы китайского футбольного хозяйства вызывают у российского болельщика ощущение дежавю. Азарт в кабинетах власти, где на фоне побед в Кубке УЕФА и близости домашнего чемпионата мира провозгласили футбол чуть ли не национальной идеей. Госкомпании и близкие к власти миллиардеры, начавшие щедро спонсировать клубы. Громкий проект «Анжи», пачками скупавший дорогих иностранцев (двое из них — Жусилей и Тарделли — также нашли приют в Китае). Скандальный переход Халка и Витселя за 100 млн в «Зенит». Даже лимит на легионеров и переоцененные «паспортисты» имеются... Конечно, даже в лучшие годы российский размах уступал китайскому. А потом грянул кризис.
Сейчас наш футбол едет с ярмарки. «Анжи» переживает еще одну «смену вектора»: игроки разбегаются кто куда, вместо них клуб приглашает тех, кто готов явиться на просмотр за свой счет. Подверглась разорению «Томь»: распустив основной состав, клуб планирует доиграть сезон резервистами и с чистой совестью вылететь в низшую лигу. «Зенит» ищет усиление уже не в Португалии, а в Самаре, покупая у «Крыльев» Молло и Цаллагова. «Локо» разгружает зарплатную ведомость, отпуская восвояси легионеров. ВТБ фактически отказывается от содержания «Динамо», обрекая клуб на бедствование.