Главная Работа Люди 08:03 20 Ноября 2012 165
Сон в летную ночь

Что ищут в суде российские пилоты? Полноценного отдыха

Анатолий Журин, обозреватель «Труда»

В Савеловском суде Москвы представители Проф­союза летного состава РФ (ПЛС) попытаются доказать неправомочность запрета на забастовки пилотов. За штурвалами лайнеров обычно сидят люди серьезные, а потому вряд ли права на акции протеста они добиваются ради того, чтобы покрасоваться с транспарантами перед Думой или Белым домом.

Профсоюзы хотят противодействовать политике ряда авиакомпаний, где отмечены факты давления на права членов экипажей. Речь в том числе идет о недопустимой нагрузке, переработке пилотов, сокращении времени отдыха, что ведет к хронической усталости и является угрозой безопасности полетов. Подобные факты вовсе не редкость, они установлены и транспортной прокуратурой – в частности, в авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии».

Несмотря на протесты профсоюзов, работодатели игнорируют призывы сесть за стол переговоров в качестве социальных парт­неров. А ведь от того, каковы условия труда и отдыха пилотов, сколько времени экипаж проводит под облаками, зависят не только доходы авиаперевозчиков, но прежде всего жизни пассажиров.

В конце октября ваш корреспондент по заданию редакции летал в Нижнекамск. Командировка уложилась в один день: утром – туда, вечером – в Москву. Уже на обратном пути я с удивлением узнал, что экипаж самолета Bombardier авиакомпании «Ак Барс» тот же, что и утром. Что же получается? Вылет из Домодедово в 09.50, возвращение туда же – в 21.00. Если учесть, что регистрация авиапассажиров заканчивается за 50 минут до вылета, то экипажу надо быть в полной боевой готовности на рабочем месте уже часа за полтора, если не раньше. Выходит, что рабочий день пилотов продолжался 14–15 часов. А ведь это не сторожа или вахтеры, которые могут вздремнуть без особых последствий. В небе даже мимолетная потеря концентрации может стоить слишком дорого.

Требования летного профсоюза тем более злободневны, что тревога за обеспечение необходимых условий труда и отдыха экипажей не является чисто российской проблемой. Вчера германские СМИ обсуждали потрясающий выявленный факт: каждый третий пилот европейских авиакомпаний из-за чрезмерной загруженности засыпал за штурвалом, не предупредив своего сменщика. Как следует из опроса, проведенного объединением European Cockpit Association (ECA) среди 6 тысяч профессиональных гражданских летчиков, 90% из них во время полета хотя бы раз приходилось бороться со сном, а 80% из-за усталости совершали ошибки на рабочем месте, к счастью, не фатальные.

Половина пилотов шведских авиалиний, по свидетельству французской газеты Le Monde, рассказали о случаях, когда они засыпали прямо во время полета. Четыре года назад, как сообщали индийские газеты, экипаж пассажирского лайнера авиакомпании Air India, следующего в Мумбай, дружно уснул за штурвалами, из-за чего самолет сбился с курса. Годом ранее, как сообщал сайт The Czech Walker, командир Boeing-737 чешской авиакомпании Travel Service со 130 пассажирами на борту по пути в Женеву еще над территорией Франции перестал отвечать на вызовы диспетчеров, после чего замолчал на 20 минут. Чешская пресса утверждала, что командир экипажа просто уснул и лишь после того, как обеспокоенные власти Швейцарии выслали навстречу самолету истребитель, лайнер снова вышел на связь и благополучно приземлился. Но всех так будить - истребителей не хватит...

После обнародования данных ECA в Европе стали обсуждать предложения по облегчению режима труда и отдыха пилотов. В частности, по сокращению до 12 часов рабочего дня при дневных и до 10 часов – при ночных полетах. В России об этом речь не идет. Наоборот: по нашим сведениям, некоторые авиакомпании, ссылаясь на дефицит пилотов, предлагают разрешить желающим работать сверхурочно. Ну, а кто же откажется, если за такую переработку будут платить? Против будут разве что пассажиры, но их-то никто спрашивать не собирается.

А сколько вообще пилот способен оставаться за штурвалом, чтобы не было опасности переутомления? На эту тему корреспондент «Труда» говорил с начальником отдела координации и развития авиационной медицины Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Сергеем Ивашовым.

– Ответ на этот вопрос сегодня ищут по обе стороны океана, – сказал Ивашов. – Американцы после нескольких катастроф проанализировали ситуацию за последние 30 лет и в прошлом году подготовили систему управления рисками утомления. Есть такая же система и в Европе, разработанная совместно ИКАО и ИАТА. У нас же в России и СНГ такого документа нет, а иностранные нормативы не действуют. Это при том, что в СССР были очень серьезные наработки по этой части отечественной авиационной медицины, в том числе и по рискам утомления. Говорю это как человек, проработавший в этой отрасли сорок лет. Вы спросите, почему, эти наработки у нас не используются? Отвечу: с переходом на коммерческие рельсы работодателям выгодно не соблюдать режим труда и отдыха пилотов, выгодно нещадно эксплуатировать экипажи. Отсюда и увеличение с прошлого года месячной и годовой санитарной нормы налета – соответственно с 80 до 90 и с 800 до 900 часов.

Кстати, на Западе во главу угла ставится не только время занятости экипажей, но и обеспечение соответствующих условия труда и отдыха. Например, американцы пустят к себе российский лайнер только при наличии второго экипажа.

К великому сожалению, администрации авиакомпаний порой не думают о системе контроля состояния экипажей, их социальных условий, медицинской реабилитации, не привлекают медработников. Надо восстанавливать оправдавшую себя за де­сятилетия отраслевую медицину, и тогда риски и для экипа­жей, и для авиапассажиров станут менее пугающими. 

В городе Киренске Иркутской области на этой неделе открыт памятник выдающемуся хирургу, академику Федору Углову

Ольга Лернер
Труд
Фото: Семен Лиходеев/Russian Look, globallookpress.com

Он родился в здешних краях 120 лет назад и теперь возвышается на постаменте рядом со зданием поликлиники. Тут же расположена и мемориальная плита, на которой запечатлены «12 жизненных принципов»...

По данным Mash, причиной стало огромное количество дел в отношении уклонистов

Алла Бандура стала популярной фигурой в интернете в 2017 году

На Украине уволилась судья Алла Бандура, которая в свое время получила широкую известность в социальных сетях благодаря экзотической внешности. Как сообщает Mash, Бандура покинула должность судьи Ровенского района Украины, которую занимала...

Ее истолковали так, будто чиновник связал смерть бойца с благоустройством города

Фото: Bernd Wastneck, globallookpress.com

Мэр города Моршанска Тамбовской области Алексей Банников объявил о своем решении покинуть занимаемую должность после речи, произнесенной им на церемонии, посвященной посмертному награждению бойца специальной военной операции (СВО). Об этом сообщает...

Свой 85-й день рождения отмечает журналист-международник, писатель Альберт Балебанов

Журналист-международник, писатель, специалист в области коммуникаций и общественных связей, почти сорок лет отдавший ведущему информационному агентству страны – ТАСС - Альберт Балебанов. Фото Андрея Никеричева

Журналист-международник, писатель, специалист в области коммуникаций и общественных связей Альберт Балебанов, почти сорок лет отдавший главному информационному агентству страны — ТАСС, отмечает свой 85-й день рождения. Однажды в штаб-квартире...

По данным СМИ, этот пост займет руководитель Еврейской автономной области Ростислав Гольдштейн

Фото: пул Кремля, globallookpress.com

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил о том, что покидает занимаемую должность. Об этом он сообщил в видеообращении, опубликованном в Telegram-канале. «Сейчас наш президент доверил мне новый фронт работы на федеральном уровне»,...

Он стал первым заместителем начальника Главного военно-медицинского управления ведомства

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Бывший руководитель Коми Владимир Уйба получил назначение в Министерство обороны России. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на представителя пресс-службы главы республики. Собеседник информационного агентства рассказал, что Уйбу назначили...

Он останется на посту председателя Следственного комитета России до 27 августа 2025 года

Фото: пресс-служба СКР, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин продлил до 27 августа 2025 года срок федеральной государственной службы председателю Следственного комитета России (СКР) Александру Бастрыкину. Соответствующее распоряжение главы государства в понедельник, 28...

Люди 00:01 / 15 Ноября 2024 3112
Операция «Децимация»

Правительство вознамерилось сократить 10% мест в территориальных органах федеральной власти

Александр Киденис
Труд
В пересчете на душу населения в России чиновников больше, чем в СССР. Фото: White House, globallookpress.com

Сейчас в федеральных территориальных органах власти работают около 400 тысяч госслужащих, и правительство уверено, что безболезненно можно сократить каждого десятого — мол, дело от этого не пострадает. Ответа на вопрос,...

Разговор с председателем Союза журналистов России Владимиром Соловьевым

Валерий Симонов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Даже у самых неистовых репортеров едва ли получится посмотреть на Владимира Соловьева сверху вниз. Во-первых, для этого нужен рост под два метра: Соловьев — мужчина крупный. А во-вторых, такой послужной список,...

Миллиардер возглавит новый департамент по достижению государственной эффективности

Фото: Jen Golbeck/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Американские бизнесмены Илон Маск и Вивек Рамасвами возглавят в администрации победителя выборов президента США Дональда Трампа новый департамент по достижению государственной эффективности (DOGE). Как сообщает РИА Новости, об этом говорится...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?