
Софья Великая, несмотря на проигрыш в личном финале, всё равно в очередной раз стала героиней Олимпийских игр. Но при всех своих многочисленных и громких успехах (два олимпийских «золота» и три «серебра», плюс восемь побед на чемпионатах мира) и при том, что Великую считают объективно лучшей саблисткой, вот уже на третьих Играх подряд она проигрывает финалы личного первенства. Трудно себе представить — как можно выйти из таких стрессов и оставаться человеком позитивным, доброжелательным, открытым. Но Соне это удается. Сразу после Игр в Токио она объявила, что именно неудача в личном финале подвигла её продолжить карьеру и нацелиться на Париж-2024, где ей будет уже 39 лет.
О своих главных впечатления об играх в Токио и планах на следующую Олимпиаду двукратная олимпийская чемпионка рассказала корреспонденту «Труда.
— Соня, правильно ли я понял из коротких интервью, что вы продолжите спортивную карьеру и нацеливаетесь на Париж-2024? Если так, то какие ближайшие соревнования у вас будут? Когда начнутся тренировки?
— Я получила такое количество теплых слов и поддержки от родных, близких, друзей и болельщиков — незнакомых мне людей, что всерьез думаю продолжить фехтовать до Олимпийских игр в Париже. Пока мы ничего не знаем о нашем соревновательном графике на следующий год, ведь он напрямую зависит от ситуации с пандемией. Пока непонятно, что будет в этом году. В обычных условиях наши первые международные соревнования очередного нового сезона проходят во Франции в ноябре. Я решила сейчас отдохнуть с детьми. Буду лишь заниматься общефизической подготовкой и выполнять какие-то специальные упражнения. Ближайший мой старт — «Московская сабля» в мае.
— Где собираетесь отдыхать после Олимпиады? И какой отдых предпочитаете обычно? Лежать и расслабляться? Или активный?
— Пока я отдыхаю дома. Возможно, поедем всей семьей куда-нибудь на море. Мы все очень активные и предпочитаем такой же: играем в футбол, волейбол, баскетбол, катаемся на велосипедах, на самокатах, плаваем. Зимой катаемся на коньках и на лыжах.
— Какими словами вас встретили из Токио сын Олег и дочь Зоя? Как часто вы говорили из Токио по телефону с ними?
— Оба бросились ко мне навстречу в аэропорту с криками «мама». И сразу же поздравили меня с победой. Пятилетняя дочка пока не отходит от меня ни на шаг, боится, что я опять куда-то уеду. Олег пойдет в этом году во второй класс, он уже более самостоятельный, но тоже очень по мне скучал. Мы были на связи каждый день, разговаривали по видео. Дети рассказывали мне про свой день, спрашивали, как у меня дела, и когда я вернусь домой.
— Как у Олега дела в гимнастике?
— Он перешел на акробатику, а также занимается баскетболом и брейк-дансом. Если он будет иметь тягу к фехтованию, с 10-летнего возраста начну его обучать.
— В Токио результат вы показали точно такой, как в Рио-2016. Но в чем для вас по ощущениям и итогам была разница с предыдущей Олимпиадой?
— Я счастлива, что эти Игры вообще состоялись. Для меня каждый спортсмен, который смог отобраться, приехать в Токио и принять участие в этой Олимпиаде, несмотря на все препятствия и ограничения, — уже настоящий герой. Это, действительно, самые необычные Игры не только на моей памяти, но и, наверное, за всю новейшую историю Олимпиад. Я очень довольна уровнем своего фехтования на этих Играх, учитывая, что это были мои первые международные соревнования за последние полтора года. Послабления ограничений на посещение нашей тренировочной базы мы получили лишь за полгода до Игр, но тут я сами заболела коронавирусом. Болезнь прошла не тяжело, но я еще месяц потеряла. В итоге у меня было всего четыре месяца на подготовку. Ждать так долго только одного старта крайне сложно. В этом сезоне у нас не было этапов Кубка мира и чемпионата Европы, так что мы могли сравнить своё состояние с состоянием соперников, посмотреть на бои конкурентов. Но я считаю, что мы нормально пережили эту международную соревновательную «засуху», смогли не просто не растерять свои навыки, а даже стать сильнее. И я невероятно счастлива, что нам удалось завоевать командное «золото» для нашей страны — мы принесли радость огромному количеству людей.
Софья Великая ещё в 2012 отправлялась на Игры в Лондон в ранге чемпионки мира. И на Игры 2024 в Париже ее тоже рассматривают как претендентку на «золото». Фото автора
— Насколько напрягали ограничения, вызванные ковидом? В чем было главное неудобство?
— Конечно, готовиться и выступать в условиях ограничений было непросто. Надо было постоянно носить маски, помнить о соблюдении дистанции, ежедневно сдавать ПЦР-тесты. Огорчало и отсутствие зрителей в зале. Но, конечно, мы старались не думать об этих трудностях и концентрироваться только на подготовке к Играм.
— Каковы самые яркие впечатления от Токио-2020?
— У меня остались только позитивные. Я завоевала свое третье олимпийское «серебро» в личном первенстве и второе «золото» в команде, принесла радость стольким людям. Это невероятный заряд энергии, вдохновения. Все неудобства, связанные с пандемией, уходят на второй план. (Софья, стараясь быть человеком максимально объективным и скромным, не стала упоминать — как после финала в личном первенстве её продержали на допинг контроле несколько часов из-за «недостаточной плотности в пробе», и что из-за этой затянувшейся процедуры смогла прибыть в олимпийскую деревню лишь после трёх утра — «Труд»).
— Сложно быть знаменосцем?
— Нас заранее подробно ознакомили с регламентом церемонии Открытия Игр, так что я знала — что меня ждет. Было волнительно. Я чувствовала, что представляю свою страну и народ, я старалась зарядить наши спортсменов на грандиозные планы, если они об этом и не думают. Пыталась передать всю энергетику.
— Вы — большой эрудит спорта. Потому наверняка знали, что предыдущие российские знаменосцы редко выигрывали Игры, даже будучи фаворитами. Чаще становились вторыми.
— Я — не суеверный человек. И сейчас считаю, что свою задачу в Токио-2020 выполнила на 100%. Хотя, конечно, лучше было бы на 200.
— - Вы продолжали смотреть Игры по окончанию олимпийского турнира саблисток?
— Я очень болела за всех наших спортсменов. Особенно за тех, с кем лично знакома. Болела за наших необыкновенных синхронисток, которые в очередной раз восхитили весь мир. Особенно порадовала Света Ромашина. За волейболистов, потому что обожаю этот вид спорта. Переживала за наших гандболисток — в Рио они превзошли самих себя, и сейчас сыграли достойно — немного не хватило для победы в финале. Заставили меня понервничать! Смотрела и пловцов, и гимнастов — особенно переживала за Нагорным и Далалояном, которых знаю по Училищу олимпийского резерва. Порадовали стрелки после долгой «золотой олимпийской засухи». А в легкой атлетике я горда не только одноклубницей Машей Ласицкене, но и всей десяткой, которая выстояла в таких неимоверно тяжелых условиях. Наши спортсмены вписали в историю эти Игры.
— Половина отчетов о недавнем матче «Локомотив» — «Зенит» связаны с тем, что его посетила Софья Великая. Любите футбол?
— Вживую на стадионе матч столь высокого уровня смотрела впервые. А по телевизору — часто. Мой папа — большой фанат футбола, всех в семье заразил. Держит меня в курсе главных новостей. Кроме сборной России я болею за одноклубников из ЦСКА. Из иностранных — за сборную Италии, потому что мне нравится эта страна и её жители. А сейчас в первом же их матче я предсказала их победу на чемпионате Европы — такой мне увиделся заряд и потенциал итальянцев. Играли легко. Выглядели живыми и естественными, которые чувствуют свою силу, но при этом давно не знали больших побед. Так получилось, что финал мы смотрели нашей большой семьей. Мужская половина которой болела за англичан, женская — за итальянцев.
— Главный тренер сборной Ильгар Мамедов говорил мне год назад о проблемах с системой АДАМС, когда через компьютер не всегда получалось внести сведения об изменении места пребывания. Как часто брали допинг пробы?
— Действительно, в прошлом году было несколько случаев технических сбоев, но служба поддержки АДАМС оперативно помогла их решить. Наша федерация внимательно следит за процессом допинг-контроля и не оставляла спортсменов без внимания при всех технических сложностях. У всех российских спортсменов, отобравшихся на Игры, было сделано нужное количество допинг-тестов, поэтому у нас не было никаких проблем.
Прямая речь
Саблист Виктор Кровопусков, четырехкратный олимпийский чемпион
— За долгие мои годы в бытность спортсменом и тренером я убедился, что у фехтовальщиков с возрастом скорость и реакция снижается по-разному. Тут всё индивидуально. У Сони Великой сейчас с этим всё в норме, за прошедшие после Рио пять лет ухудшения этих качеств я не заметил. У неё огромный потенциал. Сейчас в личном финале Токио шла равная борьба. Обе знали друг о друге всё. Мне со стороны трудно судить. Может быть, Позднякова знала о сопернице чуть больше и «пересчитала» её. Великая способна на следующей Олимпиаде продемонстрировать преимущества российского женского сабельного фехтования. У нее мужской характер. Я надеюсь, она ещё завоюет свою золотую медаль, в том числе и в индивидуальную. А главное, у нас будет блестящая команда, особенно если к двум Софьям присоединится Яна Егорян. Это будет лом, завернутый в газету, против которого соперницам будет что-то противопоставить. Буду надеяться уже на традиционных два олимпийских «золота» российских саблисток в Париже-2024. И удивлюсь, если этого не случится.