До начала учебного года осталось всего ничего. Он ознаменуется двумя телепремьерами, о которых «Труд» уже писал. «Россия 1» запустит шоу «Классная тема», где выдающиеся педагоги продемонстрируют свои уникальные методы. А на СТС стартует сериал «Классная Катя» про географичку, каковой вынужденно становится безбашенная дочка мэра, и ее подопечных — старшеклассников, сыгранных разными модными персонажами, включая Даню Милохина. А теперь — внимание! — вопрос. Какой из проектов ждет больший зрительский успех?
Ответ очевиден, хотя по охвату аудитории государственный вещатель значительно превосходит частный развлекательный канал. Здесь сошлось множество обстоятельств. И то, что помимо Дани в «Кате» заняты еще две модные девицы и аудитория этой троицы в соцсетях до введения запретов в совокупности превышала 40 млн. А во «взрослых» ролях — Гоша Куценко и Алена Бабенко. Не хухры-мухры. Это прикольная комедия, которые наш народ и раньше-то любил, а сегодня, одурев от негативного информационного фона, полюбил еще больше. И ему, народу, увы, не объяснить всю важность серьезной передачи ВГТРК, если даже подчерк-нуть, что создана она по благословению Владимира Путина. Скорее всего, данный печальный факт понимают и в руководстве «России». И, в отличие от «Классной Кати», вряд ли «Классная тема» появится в дорогостоящем прайм-тайме. Вероятно, образцовые уроки пройдут в утренние часы. Ну как же! Учебное время, можно включить школярам телевизор, пусть балдеют. И вообще есть подозрение, что «Тему» отправят на платформу «Смотрим!», которая вроде и своеобразным филиалом второй кнопки является, и на рейтинг ее не влияет.
Но все это сказано не ради того, чтобы в очередной раз посетовать на наплевательское отношение «ящика» к подростковой аудитории. И даже не из ностальгических воспоминаний о советских временах, когда миллионы людей не пропускали, например, рассказы о русской культуре Лотмана, Лакшина, Аникста, Лихачева. А вот в какой связи.
На днях ВЦИОМ пытался выяснить, должно ли государство регулировать морально-нравственный климат в стране, или мораль и нравственность — сугубо личное дела каждого человека. Вообще-то время для подобного опроса выбрано не самое удачное. Целыми днями с экрана разные уважаемые господа разоблачают явных и скрытых врагов Отечества, требуют вернуть смертную казнь, призывают к «охоте на ведьм» и откровенному доносительству, почем зря кроют иностранных политиков и целые государства, призывают нанести по ним ядерный удар... Какая уж тут, к черту, нравственность?..
Впрочем, мы не о политике. Суть в том, что, по ВЦИОМу, более 70% россиян согласились с регулированием властями норм морали. По их мнению, поддерживать благоприятный климат в обществе без участия государства невозможно. При этом 38% россиян полагают, что многие моральные нормы устарели. С тем же, что основные все же не подвержены влиянию времени, всегда актуальны и современны, согласились 56% участников опроса. Без конкретики все это звучит довольно бессмысленно. Какие нормы? Что вечно? Что семья — это союз мужчины и женщины? Ну да, мы это и так знаем. В Конституции записано. Что матом ругаться нельзя? Так на этот счет тоже нормативные акты существуют. Только вот действуют они слабо.
Но еще один вопрос, который следовало бы задать ВЦИОМу: если государство должно регулировать нормы морали, то каким образом ему следует доносить их до граждан? Вероятно, чаще всего назывались бы СМИ, и в первую очередь — телевидение.
Только не безнадежное ли это дело? Не всегда ли в титанической эфирной битве мудрого учителя и раскрученного тиктокера победа будет оставаться за последним? Людям вообще уроки и назидания нужны? Тут приведем поразительный пример. В топе самых рейтинговых программ, согласно данным компании «Медиаскоп», теперь в верхних трех строчках — а часто и на первой — неизменно фигурирует «Бесогон ТВ» Никиты Михалкова. И пусть только кто-то попробует сказать, что эта программа — не морализаторская! Со взглядами ее автора на общество, на нравственность, на незыблемые ценности можно соглашаться, можно быть категорически против и утверждать, что Никита Сергеевич с его харизмой и актерским даром при желании в состоянии внушить любую чушь. Но против фактов не попрешь. Эту авторскую программу, построенную на монологе, разбавленном эффектными кадрами и сдобренном яркими цитатами, выходящую ближе к полуночи, смотрит больше людей, нежели «Вечера» Соловьева, «60 минут» Скабеевой и «Песни от всей души» Малахова. То есть в принципе народ к назиданиям готов.
Так за чем дело стало?! Еще пара-тройка таких «бесогонов» — и вперед, ТВ, регулируй нормы, насаждай нравственность. Не получится. Михалков — один такой. Других слушать не будут. И это не главное. Главное — на большинстве каналов на руководящих постах, у руля редакций и продюсерских центров стоят люди, пришедшие на телевидение в 90-е годы, или — кто помоложе — те, чьи взгляды тогда формировались. Большинство из них, подобно Гайдару и его команде, придумавшим приватизацию и прочие прелести, были одержимы одной задачей: сломать богадельню советского ЦТ и построить машину, приносящую бабло. Отсюда и известная установка на результат — «пипл хавает». Несогласные с происходящим коллеги понемногу выживались с уничижительным диагнозом «неформат». И теперь мы имеем то телевидение, которое имеем. И пока не придут другие люди, ничего не изменится. И бал будут править Бузовы, Милохины и прочие корифеи.