Все знают, что случилось в Париже в ночь на вторник. На федеральных каналах этому событию посвятили выпуски несколько ток-шоу. Заметим: не развлекательных, а общественно-политических, что странно!
Тема была бы весьма кстати для Малахова и Борисова. В гости пришли бы всяческие звезды, в судьбе которых Нотр-Дам-де-Пари сыграл важную роль. Прокрутили бы кадры из любимых французских фильмов, завели Азнавура и Пиаф... Но в «Прямом эфире» и в «Пусть говорят!» обсуждали, условно говоря, «беременную от Киркорова». Зато когда появились анонсы «60 минут», «Время покажет» и прочих граждански значимых программ, стало интересно, о чем же там будет речь. Ведь в духе наших славных традиций на вопрос: «Что с собором?» можно было бы просто ответить: «Он сгорел». И плавно перейти к привычной Украине. Но они-то обещали часовые разговоры о парижском ЧП.
В самом деле, в подобных ток-шоу люди привыкли орать, оскорблять друг друга. Но давал ли повод для такого поведения пожар? Никто не погиб, точная причина возгорания пока не названа, главные ценности, включая Терновый венец Иисуса Христа, удалось спасти... О чем базарить-то? Удар по мировому архитектурному наследию? Да, несомненно. Но говорить о нем, наверное, все же стоило бы искусствоведам, архитекторам, историкам. В студиях же собрались завсегдатаи, то есть политологи, публицисты, руководители отнюдь не культурных фондов. Те самые люди, про которых ходит злая шутка: отруби им голову, она, голова, еще секунд десять будет поносить Порошенко.
Кроме того, присутствовали и товарищи, постоянно «топящие» за Украину и с удовольствием получающие за это ушаты помоев и даже побои. Они-то какое отношение имеют к Парижской Божией Матери?..
Все объяснилось уже ранним утром. В 7-часовом эфире (не телевизионном, на радио «Вести FM», принадлежащем холдингу ВГТРК) Владимир Соловьев заявил, что пожар неслучаен. Это знаковое событие, свидетельствующее о грядущем крахе Европы. Мол, провалившаяся политика мультикультурализма, разрушение института традиционной семьи, всякие там однополые браки до добра не доведут. И пламя над Парижем — некий намек свыше на грядущую катастрофу. Позже Владимир Рудольфович повторил эту мысль уже на «России 1» в программе «Кто против?».
Гипотеза Соловьева оказалась довольно популярной. Ее же придерживались участники других ток-шоу. Не вдаваясь в подробности, просто перечислим апрельские тезисы, наиболее часто звучавшие в российском вторничном эфире: «Пожар произошел в первый день Страстной недели. Это знак приближающегося конца Старого Света», «Пламя символизирует приход и грядущую победу варваров», «События, описанные когда-то в книге «Мечеть Парижской Богоматери», начинают сбываться», «Нотр-Дам-де-Пари — сакральный объект. Не правы те, кто называет эту трагедию просто масштабным ЧП и результатом чьего-то разгильдяйства. Как говорил один герой Булгакова, кирпичи просто так на голову не падают. Толстой, описывая пожар в Москве, утверждал, что дом горит, когда из него уходят хозяева». Ну и дальше в том же духе.
Общими усилиями картина вырисовывалась апокалиптическая. Становилось понятным, что европейцам надо срочно покаяться в своих многочисленных грехах и немедленно приступить к восстановлению традиционных христианских ценностей. И все же атмосфера в студиях оставалась вяловатой. Все говорили примерно одно и то же. Присутствующим явно не хватало Украины. И вот — ура! — повод привязать соседнее государство к обсуждаемой теме все же нашелся!
Еще дотлевали головешки обрушившихся стропил собора, когда Тарас Березовец, киевский журналист и политолог, считающийся своим у Порошенко, разместил в соцсетях следующее замечание: «Вообще Макрону очень повезло, что после приезда Зеленского сгорел всего лишь собор Парижской Богоматери. А ведь мог бы и Елисейский дворец полыхнуть». Высказывание не осталось незамеченным послом Франции на Украине Изабель Дюмон. Она пристыдила Березовца за цинизм.
Инцидент сам по себе вроде бы и незначительный. Мало ли кто какие глупости говорит. Но для изголодавшихся к этому моменту участников ток-шоу он послужил своеобразной костью. Как только прозвучало имя господина Порошенко, происходящее приобрело привычный характер. Вот еще несколько реплик, адресованных на сей раз украинским товарищам: «В то время, когда весь мир выражает сочувствие, вы ерничаете», «Зачем стремиться в Европу, которая гибнет?», «Для вас нет ничего святого!»
Неожиданно досталось и мадам Дюмон и в ее лице всему Западу. Вот, мол, она сейчас делает замечание, а как реагировала Франция, когда пять лет назад люди заживо горели в одесском Доме профсоюзов? Говорите о потере величайшего наследия культуры, а где вы были, когда взрывались памятники Пальмиры, куда как более древние, чем Нотр-Дам?! Да и вообще давайте посмотрим, чем наполнены коллекции крупнейших музеев Лондона и Парижа. Разве не награб-ленными в завоеванных странах сокровищами?
В политических ток-шоу особо ценится скандал. И во «Время покажет», в самом финале, он случился. Историк Александр Сытин назвал погибших в Одессе «человеческим материалом» и призвал не сравнивать пожар в Доме профсоюзов с повреждением «важнейшей культурной ценности Европы». После этих слов, вызвавших возмущение присутствующих, ведущий Анатолий Кузичев изгнал эксперта вон. Вслед ему неслось: «Свинья, ублюдок, убирайся! Хрю-хрю!» Достойное завершение разговора о соборе Парижской Богоматери.