Правительство одобрило концепцию Минэкономразвития по развитию пригородных поездов. В документе говорится, что затраты на такие перевозки переходят на баланс регионов, которые сами должны решать, нужны ли местным гражданам электрички.
Впрочем, граждане против пригородных поездов точно ничего не имеют. А вот регионам без субсидий из федеральной казны придется отказываться от направлений, не приносящих дохода. Исключение составляют Москва и некоторые промышленные центры, куда на электричках каждое утро и вечер едут десятки тысяч работников и дачников. В остальных регионах власти уже советуют не тянуть и постепенно пересаживаться на автобусы, если есть такая возможность.
С начала года в РЖД уже отменили более 200 электричек в 12 самых неплатежеспособных в этом плане регионов России, и на этом, как сообщают в ведомстве, останавливаться не намерены. По их оценкам, пригородных железнодорожных маршрутов нецелесообразно много в сравнении с доходами, которые приносит продажа билетов.
По большому счету выбора у регионов не остается — вместо электричек придется развивать автобусное сообщение. Как отметил в разговоре с «Трудом» руководитель направления «Общественный транспорт» портала Probok. net Александр Чекмарев, поначалу общественный автотранспорт не сможет стать адекватной заменой — и дело даже не столько в ценах, сколько в стабильности транспорта, который часто опаздывает из-за пробок или плохих дорог. И если рассматривать вопрос под этим углом, то даже в условиях убыточности электричек главам регионов придется крепко подумать, готовы ли они отказываться от привычного и следующего строго по расписанию транспорта.
«К тому же, если в области развита железнодорожная инфраструктура, отменять электропоезда будет большой ошибкой. В качестве примера могу привести Воронеж, Красноярск или Волгоград», — комментирует Александр Чекмарев. Примечательно, что вышеназванные города в списках железнодорожного ведомства уже давно числятся в списке аутсайдеров, не окупающих свои перевозки. По оценкам ведомства, они «отбивают» всего 30-40% от всех средств, затраченных на пригородных маршрутах.
Но даже в условиях тотальной убыточности электропоездов полностью перекладывать эту статью в бюджет регионов нельзя, уверен старший научный сотрудник Института проблем транспорта РАН Петр Бобрик. По его словам, такие нововведения могут привести к серьез-ным последствиям — затруднению сообщения с заводами и фабриками, на которые работникам из соседних городов и областных центров будет просто не добраться, если не будет организован корпоративный транспорт. То есть страдает не только региональный бюджет, но и коммерческие предприятия, которые этот бюджет наполняют. Получается замк-нутый круг. «Тем не менее на ряде направлений, на которых курсируют и автобусы, и поезда, от вторых отказаться можно, при этом сохранив соответствующие льготы для работающего населения», — отмечает эксперт.
Жаль только, что в России таких городов, которые могут похвастаться выбором общественного транспорта, немного. «Если электрички до поселка отменят, моя дорога на работу по времени увеличится на час, — бьет тревогу житель одного из поселков Воронежской области Сергей Гладков, работающий в областном центре. — Ведь автобусов у нас нет, и чтобы хоть как-то добраться до города, мне придется почти час ехать на велосипеде. Это летом, а зимой что — надевать лыжи?» Таких поселков по России великое множество, и вопрос, каково им будет без электричек, остается открытым.
Остается добавить, что в прошлом году президент призывал правительство сделать все возможное, чтобы решить проблему пригородного сообщения в интересах граждан. Но получилось, что решили в интересах ведомства.