Много лет сотрудничая с «Трудом», сегодня хотел бы слегка отступить от традиционного стиля и придать этой статье черты дружеского письма. Все-таки юбилей! Кстати, у древних евреев, а затем римлян это означало — 50 лет. Так что у «Труда» нынче аж два юбилея. И один из них, второй по счету, тесно связан с моей семьей. Вот уже несколько десятилетий ваша газета сначала тесно сотрудничала с моим дядей Георгием Васильевичем Свиридовым, а после его кончины буквально опекает имя великого русского композитора, внося важный вклад в увековечение его памяти, продвижение и изучение творчества. Но с одним из трудовцев свиридовское дело связано еще дольше — те самые полвека, т.е. юбилей в полном смысле слова.
В архиве Свиридова хранится более тысячи писем. Они лежали в его доме в мешках, в пакетах на антресолях... Но одна большая папка хранилась особо, в мебельной стенке вместе с рукописями композитора. Там были самые ценные письма композиторов, дирижеров, певцов, писателей, поэтов, кинорежиссеров, выдающихся политических деятелей, журналистов. Они аккуратно разобраны по большим конвертам. И в одном из таких конвертов с надписью «Белгород» я обнаружил письмо тогдашнего заместителя главного редактора «Белгородской правды» А. С. Потапова, адресованное Георгию Васильевичу и его супруге Эльзе Густавовне. Даты нет, но по содержанию ее восстановить нетрудно. Поводом послужил фестиваль музыки Свиридова, проходивший в его родных местах — Курске и соседнем Белгороде в начале марта 1968 года. «Белгородская правда» откликнулась на эти концерты. И Потапов послал Свиридову номера газеты, написав также письмо, которое я предлагаю вашему вниманию.
Это письмо будущего главного редактора «Труда» Александра Потапова Георгию Свиридову дало начало их тридцатилетней дружбе. Предоставлено Александром Белоненко
Георгий Васильевич поблагодарил, сохранив машинописную копию своего ответа с надписью в верхнем правом угле: «Александру Потапову, «Белгородская правда». Письмо Свиридова датировано 26 марта. Вот и считайте: с 1968 по 1998 год — тридцать лет добрых, дружеских отношений, сохранявшихся до конца дней Георгия Васильевича.
Ответ Свиридова с благодарностью А. Потапову и его газете. Предоставлено Александром Белоненко
А с тех пор как Александр Серафимович Потапов стал главным редактором «Труда», уже и эта газета регулярно информировала читателей о свиридовских событиях, печатала интервью композитора. Мало того, издание, само отнюдь не купаясь в деньгах, исхитрилось материально помогать композитору. Так, Георгий Васильевич на склоне дней очень тяжело переносил холод. А в квартире на Большой Грузинской улице в окна и в балконные двери сильно дуло. И по инициативе Александра Серафимовича там были поставлены новые стеклопакеты.
Конечно, Георгий Васильевич любил «Труд» не только и не столько за это. Главное — газета не была такой официальной, как партийная «Правда» или чиновничьи «Известия». Какими бы ни были советские профсоюзы, но они старались держаться ближе к жизни народа, и их тогдашний орган, «Труд», по мере сил эту жизнь освещал. Да и тираж газеты внушал уважение, на пике популярности достигнув 22 миллионов. Не случайно газету ценили и сотрудничали с ней также Д. Д. Шостакович, А. И. Солженицын.
А после смерти Г. В. Свиридова и его супруги Александр Серафимович помог с изданием тома Полного собрания сочинений композитора, в который вошел хоровой цикл «Песнопения и молитвы», отмеченный Государственной премией России. Этот том также получил благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. И позднее газета откликалась на все события, связанные с увековечением памяти композитора. И сейчас, когда кажется, сдвинулся с мертвой точки вопрос о создании музея композитора, возобновились переговоры на эту тему между губернатором Курской области Романом Старовойтом и Министерством культуры РФ — газета внимательно следит за событиями затянувшегося дела.
Теперь несколько слов о текущих делах. В издательстве «Планета музыки» готовятся к выходу поэма «Отчалившая Русь» в авторской редакции для меццо-сопрано и первая публикация цикла «Песни странника» на слова китайских поэтов для баритона с фортепиано. Это не известное публике сочинение Свиридов написал зимой 1941-1942 годов в новосибирской эвакуации, хотел оркестровать, но, попав под жесткую критику как «композитор-формалист», оставил этот замысел.
На днях же я получил царский подарок от Е. Е. Нестеренко из Вены. Легендарный певец, гордость Большого театра 1970-80-х годов, прислал мне диск с записями оперных арий в своем исполнении, два тома великолепно изданной книги «Записки русского баса» и самое для меня дорогое — десять открыток и семь писем Свиридова, написанных в пору их активного творческого сотрудничества. Свиридов, относившийся ко всем своим исполнителям с симпатией, испытывал к Евгению Евгеньевичу особое чувство — ценил не только его артистизм и замечательный голос, но и редкую, чисто ленинградскую интеллигентность. Одно из писем Георгия Васильевича вы можете видеть на фото. Книгу певца я пока еще лишь бегло листаю, но уже заметил, как он болел душой и сколько сделал для музея-усадьбы М. П. Мусоргского в Наумово. С горечью подумал: эх, не хватило такого подвижника из числа нынешних именитых певцов музею Свиридова — нашелся бы он, и музей давно бы уже был создан.
Письмо Свиридова Евгению Нестеренко. Упоминаемые Лена и Минин — еще двое легендарных исполнителей композитора: певица Елена Образцова и дирижер Владимир Минин. Предоставлено Александром Белоненко
Ну и о свиридовских премьерах, которые не иссякают и на третьем десятке лет после физического ухода Георгия Васильевича из жизни. Конечно, многие намерения существенно скорректировала пандемия, но по-прежнему в планах Берлинской филармонии концерт звезды Мариинки Екатерины Семенчук, которую пригласил выступить в столице Германии не кто-нибудь — прославленный Даниэль Баренбойм. Со своим аккомпаниатором, известным пианистом, профессором Берлинской Высшей школы музыки им. Г. Эйслера Семеном Скигиным всемирно известное меццо-сопрано готовит программу, в которую войдут песни Свиридова на слова А. Блока на излюбленную композитором тему «Петербург».
А в афише Бетховенского зала нашего Большого театра значится концерт замечательного баритона Игоря Головатенко с программой из неизвестных до сих пор сочинений Свиридова, в том числе упомянутым циклом «Песни странника». А инициировала этот концерт молодая русская пианистка Анастасия Тимофеева, живущая на две страны — Россию и Германию. Ей принадлежит честь одной из первооткрывательниц «Песен странника»: при подготовке издания она взяла на себя редактуру нотного текста этого возвращенного из забвения сочинения.
Сегодня все чаще бумажным газетам предрекают скорый конец. Не знаю, какие из них и как переживут нынешнюю пору — но уверен, что «Труд» как одно из становых российских периодических изданий сохранится, шагая в ногу со временем. Потому что газета сберегла главное — свое лицо, готовность откликаться на разные стороны народной жизни и способность быть интересной и желанной для большой читательской аудитории.