Главная Работа 00:02 18 Декабря 2015 4533
Штурвал как дышло...

Эхо катастрофы Boeing-737 в Казани докатилось через два года до скандала

Анатолий Журин

С декабря Межгосударственный авиационный комитет лишился права сертифицировать воздушные суда, двигатели и аэродромы. В правительстве говорят, что передача этих функций Росавиации, Минтрансу и Минпромторгу повысит безопасность полетов. Хотя в перечисленных ведомствах для этой работы нет ни опыта, ни соответствующих специалистов. Попробуем разобраться, в чем тут логика?

Правительственное решение последовало вслед за скандалом, разразившимся между Росавиацией и МАКом. Накануне авиарегистр приостановил действие сертификатов на самолеты семейства Boeing-737, эксплуатируемые в России. Многие этот демарш расценили как месть за лишение Росавиацией сертификата эксплуатанта авиакомпании «Трансаэро», близкой председателю МАКа Татьяне Анодиной. Однако в распоряжении «Труда» оказались документы, которые проливают свет на подоплеку конфликта, связанного с катастрофой пассажирского самолета два года назад.

Напомним, что 17 ноября 2013 года в казанском аэропорту разбился Boeing-737 авиакомпании «Татарстан». Погибли 50 пассажиров и членов экипажа. Данные бортовых самописцев шокировали специалистов. При уходе на второй круг один из летчиков отключил автопилот и взял управление на себя. В результате ошибок в пилотировании самолет сначала резко задрал нос, а потом свалился в пикирование...

Спустя два года в Министерстве транспорта РФ оказался документ, направленный туда руководством МАКа, — с информацией, которая обычно не разглашается. В письме чиновникам этого ведомства напоминают, что причины казанской катастрофы члены комиссии по расследованию установили оперативно. Уже через месяц отчет был озвучен на разборе с участием авиаперевозчиков, затем — на совещании с участием чиновников Минтранса и депутатов. Картина вскрылась вопиющая: «Обязательная программа первоначальной теоретической подготовки командиров воздушных судов ГА, предусмотренная правилами полетов летного состава авиакомпании, командиром Boeing-737 пройдена не была... Проверка техники пилотирования, записанная в летной книжке КВС 01.09.2013, по факту не проводилась... На день авиационного происшествия КВС не имел права выполнять полеты...».

Командир до того, как возглавить экипаж, имел свидетельство штурмана, а второй пилот — бортмеханика. Как же они оказались за штурвалом? Учебное заведение Татарского МТУ ВТ Росавиации утвердило направление на переучивание на Boeing-737 человека с фальсифицированным свидетельством пилота, а попустительство надзорных структур позволило севшему в командирское кресло получить документы без прохождения необходимой подготовки. Все это, посчитала комиссия, «свидетельствует о недостаточном уровне контроля за безопасностью полетов в отрасли в целом».

После таких выводов, подтвержденных документально, должны были полететь головы больших чиновников. Но вместо этого с подачи Росавиации появилась другая версия: причиной катастрофы в Казани мог быть... отказ системы управления рулем высоты. В результате отчет с предварительными выводами положили под сукно. Члены российской комиссии совместно с американскими специалистами в США приступили к проведению специальных комплексных и стендовых испытаний рулевых приводов, включая их компьютерную томографию, исследование основных распределительных узлов. Наконец, в апреле уже 2015 года все сошлись на том, что первоначальный вердикт расследователей был верным. Под окончательным вариантом отчета поставили свои подписи все члены комиссии, включая представителя Росавиации. Причем документ был согласован и с государствами, участвовавшими по международным правилам в этом затянувшемся расследовании: США, Великобританией, Бермудами и Францией.

Но оказалось, что до финала эпопеи еще далеко. В июне представитель Росавиации неожиданно отзывает свою подпись, возвращая историю к ее началу. В «особом мнении» ведомства снова появляется запись «отказ рулевого управления привода системы управления рулем высоты».

А следом из Росавиации отправляются официальные письма в МАК, где говорится о необходимости доработок машины производителем Boeing, чтобы обеспечить ее безопасную эксплуатацию. Как принято в таких случаях, комиссия по расследованию переслала «особое мнение» в Национальный комитет США по безопасности на транспорте. А МАК, опять же в соответствии с регламентом и межправительственным соглашением между РФ и США о повышении безопасности полетов, направил запрос в Федеральную авиационную администрацию США (именно этот орган осуществлял первичную сертификацию Boeing-737).

Можно представить, с какими лицами за океаном читали эти бумаги с «особым мнением»... В итоге из Америки даже не стали отвечать на запрос и не прислали официальное письмо с подтверждением, что самолеты типа Boeing-737 пребывают в состоянии, обеспечивающем их безопасную эксплуатацию. В этой ситуации МАК формально был обязан приостановить сертификат на эксплуатацию самолета. Что и сделал, вызвав бурю в прессе, авиационных кругах и властных структурах.

Пока ответа на письмо МАКа от министерства нет. Зато в поте лица трудятся чиновники Росавиации. Ведь после казанской катастрофы целый букет серьезнейших недостатков в подготовке летного персонала выявила не только комиссия по расследованию, но и Следственный комитет РФ. Пытаясь погасить назревавший скандал, чиновники Росавиации принялись закрывать расплодившиеся по стране АУЦы — учебные центры в Калуге, Питере, других городах. По нашим сведениям, создатели некоторых центров уже стали фигурантами уголовных дел. Шутка сказать: за два года после катастрофы в казанском небе были отозваны более 200 свидетельств пилотских удостоверений, признанных незаконными! А сколько еще осталось?

В процессе расследования комиссия проводила тест. На выбор нескольким десяткам пилотов российских авиакомпаний предложили на тренажере Boeing-737 смоделировать вывод самолета из нештатной ситуации — подобной той, что привела к трагедии в Казани. Так вот, девять из 10 пилотов экзамен без помарок сдать не смогли. А один из пилотов трижды «убился», заходя на посадку. После чего надел форменный китель и удалился, сообщив, что тренироваться ему некогда — через полчаса вылет в очередной рейс...

Остается добавить, что решение о распределении полномочий МАКа между Минтрансом, Росавиацией и Минпромторгом вызвало тихую панику на авиапредприятиях. Ни в одной из назначенных организаций сегодня просто физически нет квалифицированных кадров для исполнения переданных функций по сертификации аэронавигационного оборудования, летающей техники, аэродромов. В результате возникли нестыковки. Так, отсутствие нового регламента поставило в тупик специалистов концерна «Алмаз-Антей», которому в ближайшее время предстоит сертифицировать ряд объектов для аэропорта Внуково. Не говоря уже о дополнениях в сертификат локатора обзора летного поля, вызвавшего вопросы в ходе расследования катастрофы, в которой погиб президент французской нефтяной компании Total.

Неясно также, как воспримут документы новых структур авиационные власти других стран. Ведь существовавшее до сегодняшнего дня распределение функций между МАКом и российскими авиавластями определено не только законодательными актами РФ, межправительственными соглашениями России с Индией, Китаем и США, но и соглашениями между МАКом, Минтрансом, Минпромторгом, МЧС, Минобороны и другими федеральными органами. Ну и в довершение предстоит денонсировать соглашения, заключенные государствами СНГ при создании МАКа в 1991 году.

Поздно сотрясать воздух? Но в любом случае при таких структурных реформах во главе угла должны быть интересы отечественных производителей и пассажиров, а не ведомственные амбиции и стремление уйти от ответственности за упущения в работе. Пока же происходит ровно обратное. Так может, для начала в целях усиления контроля государства за обеспечением безопасности полетов и поддержанием летной годности судов хотя бы перевести всю иностранную технику, эксплуатируемую российскими авиакомпаниями, в государственный реестр и государственную регистрацию РФ? Ведь наша страна — единственная из авиационных держав — регистрирует эти машины в оффшорах...

А в это время

Российские авиакомпании на днях получили из Росавиации телеграмму «относительно проработки членами ИГИЛ возможности совершения АНВ в отношении российского воздушного судна в одном из иностранных аэропортов». В частности, речь идет о скрытом проносе на борт воздушного судна «элементов взрывных устройств, размещенных в различных контейнерах», а также «средств инициирования и управления в мобильных телефонах и электробытовых приборах». Кроме того, террористами «рассматривается возможность совершения АНВ с использованием беспилотных летательных аппаратов, способных подниматься на высоту до 6 км».

 

Работа 00:23 / 08 Ноября 2024 11186
Новые обеспеченные

На фоне роста зарплат в России появился «новый средний класс», сообщают аналитики-оптимисты

Ирина Хмара
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Для внезапно выбившихся в князи уже придумали название: «новые обеспеченные». Как объясняют эксперты, сейчас у этих людей «гиперкомпенсация потребления»: они спешно отъедаются за предыдущие годы, стараясь...

Работа 00:07 / 15 Ноября 2024 9129
Буду вечно молодой!

Как выяснили социологи, к старости пытается готовиться лишь четверть россиян

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Ничтожно мало опрошенных россиян заявили, что всерьез рассчитывают на пенсию. Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Недавний опрос ФОМа показал: лишь четверть россиян пытается готовиться к старости. Остальные, судя по ответам, стараются не думать о таких малоприятных вещах, как «возраст дожития» (так это называется на канцелярском...

Власти Петербурга решили вспомнить хорошо забытое старое

Василий Слепаков
Труд
Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

Власти города на Неве, где с осени тротуары всякий раз превращаются в каток, разочаровались в частных подрядчиках и решили вспомнить хорошо забытое старое. А именно: возложить ответственность за состояние крыш,...

Работа 00:01 / 08 Ноября 2024 5847
Жмурки-2024

В последнее время всякие официальные лица взяли моды игнорировать запросы журналистов – даже официальные

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Такое ощущение, что чиновников как бы и вовсе нет. Но только не в день получки. Фото: White House, globallookpress.com

На прошлой неделе последовало продолжение скандала с депутатом Госдумы от КПРФ Денисом Парфеновым. Народный избранник отказался отвечать на вопросы журналиста по теме скабрезного видео, распространенного в Сети,...

Госдума начала работу над законопроектами, ужесточающими миграционную политику 

Фото: © Alexander Zemlianichenko Jr, globallookpress.com

Представителей сфер образования и здравоохранения необходимо исключить из списка профессий, по которым иностранцам предоставляется вид на жительство (ВНЖ) в России в упрощенном порядке. Об этом в среду, 16 октября заявил...

Работа 00:11 / 08 Ноября 2024 5509
Почти медики

Минздрав разрешил отучившимся три курса студентам-медикам работать на должностях среднего медперсонала и фармацевтов

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Это «ноу-хау» ввели не от хорошей жизни. Фото: Андрей Аркуша/Russian Look, globallookpress.com

Минздрав РФ сделал свой приказ о допуске студентов-медиков к работе бессрочным (ранее он действовал до 1 марта 2025 года). Согласно этому приказу отучившиеся три курса студенты могут занять должности, куда...

Благодаря этому фрилансеры должны получить возможность официально уходить на больничный 

Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Министерство труда РФ подготовило законопроект о проведении эксперимента по добровольному социальному страхованию для самозанятых на случай временной нетрудоспособности. Запустить его предлагается с 1 января 2026 года, сообщают «Ведомости». Эксперимент...

Потребность в работниках для заполнения вакансий достигла 2,7 миллиона человек, побив рекорд

Евгений Акатов
Труд
Фото: Замир Усманов/Russian Look, globallookpress.com

Кадровая проблема в стране продолжает обостряться. Потребность в работниках для заполнения вакансий за второй квартал года возросла на 10%, достигнув рекорда в 2,7 млн человек. Об этом сообщили в исследовании...

Подрабатывать стараются две трети россиян: кому-то на жизнь не хватает, кто-то копит, кто-то хочет путешествовать

Алекс Зверев
Труд
IT-специалисты - среди лидеров профессий по подработкам. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Вы удивитесь, но 60% россиян стараются периодически подрабатывать, о чем свидетельствуют последние соцопросы. И это почти на 20% больше, чем было еще пять лет назад. Почти трети опрошенных дополнительный заработок нужен...

Сейчас работающие россияне получают во время болезни до четырех тысяч рублей ежедневно

Фото: © Alexander Zemlianichenko Jr., globallookpress.com

Максимальный размер выплаты по временной нетрудоспособности в 2026 году составит порядка 207,6 тысяч рублей в месяц. Это эквивалентно 6800 рублям в день. Об этом в субботу, 2 ноября сообщают «Известия» со ссылкой на пресс-службу...

«Одной из главных целей противоминной деятельности является равный доступ к работе в этой сфере», - заявили в минобороны страны 

Фото: © Vyacheslav Madiyevskyy, globallookpress.com

Власти Украины намерены привлекать к разминированию территорий инвалидов, женщин и ветеранов. Об этом в субботу, 2 ноября сообщило на своем сайте министерство обороны страны. «Одной из главных целей противоминной деятельности...

Ранее такая мера действовала только в течение года 

Фото: © Alexander Legky, globallookpress.com

Для российских военных, участвующих в боевых действиях в зоне специальной операции, трудовые договоры с гражданскими работодателями будут приостанавливаться на весь период службы. Об этом в четверг, 31 октября сообщил премьер-министр РФ Михаил...

Работа 20:01 / 16 Ноября 2024 4976
Последняя колонка

Молодые врачи больше всех подвержены профессиональному выгоранию

Труд
Фото: stockking, freepik.com

Дед Мороз собирает мешки В Великом Устюге торжественно презентовали поезд Деда Мороза, который на следующей неделе отправится в предновогоднее путешествие по стране. На привокзальной площади гостей встречали персонажи...

Отечественная экономика должна стать экономикой высоких зарплат, подчеркнул глава государства 

Фото: http://kremlin.ru

Российская экономика должна стать экономикой высоких заработных плат. В этом – ключ к повышению эффективности производств, заявил во вторник, 29 октября президент РФ Владимир Путин. Выступая на съезде Федерации независимых профсоюзов...

И работающие, и неработающие пенсионеры получат пенсии с учетом индексации в январе

Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Российские пенсионеры начнут получать проиндексированную пенсию в январе 2025 года. Как передает РИА Новости, об этом рассказал глава Социального фонда РФ Сергей Чирков. «В январе уже наши граждане — и работающие, и неработающие...

Подавляющее число нарушений было зафиксировано в сфере миграционного законодательства

Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Сотрудники полиции и ГИБДД выявили в ходе рейда по проверке миграционного законодательства, который прошел в Москве и Московской области, 250 нарушителей. Об этом сообщило в своем в Telegram-канале Главное управление по вопросам миграции МВД...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?