Общественная палата оценила состояние гражданской авиации и пришла к выводу, что кризис в отрасли фактически запрограммирован. Функции управления размыты между департаментом Минтранса, службой по надзору в сфере транспорта, МАКом и Федеральным агентством воздушного транспорта. Ни одна из структур не несет государственной ответственности, как того требует ИКАО.
Как сообщил «Труду» председатель совета ветеранов Центрального аппарата гражданской авиации Виктор Горлов, практически каждая вторая авиакомпания закончила 2014 год с отрицательным финансовым результатом. Убытки от авиатранспортной деятельности на внутренних воздушных линиях составляют около 32 млрд рублей. Тает сеть местных и региональных аэропортов и аэродромов: четверть века назад их было 1450, а сейчас осталось 287. Причем основные потери понесли районы Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, где воздушному транспорту нет альтернативы. Количество городов, связанных воздушным сообщением российскими авиакомпаниями, упало с 2200 до 800. Пассажирооборот снизился в 50 раз, количество перевезенных пассажиров — в 15 раз.
Типичный пример привел генеральный директор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев. Сотрудники карельского аэропорта Пески, который год назад был закрыт, обратились с просьбой ходатайствовать перед правительством о возобновлении деятельности. Но уже принято решение на его месте строить коттеджный поселок, а из посадочной полосы сделать проспект. История аэропорта ведет начало еще с 1934 года, еще недавно он считался основной воздушной гаванью для местных воздушных линий. С ноября по май осуществлялись пассажирские рейсы вертолетом Ми-8 в Сенную Губу и на Кижи, в Пудож, а также грузовые перевозки, авиахимработы, аэрофотосъемочные и санитарные полеты. Численность персонала составляла 120 человек. Вот уже год все эти люди на улице.
А итог печальный: шесть из семи самолетов Ан-2 правительство Карелии уже продало. Как свидетельствует один из очевидцев, теперь вертолеты на Кижи и в Сенную Губу летают из аэропорта Петрозаводска. Билеты не продают, а забирают наличкой. Народ обратным рейсом высаживают в тех же Песках посреди поля, и пассажиры мечутся в поисках открытых ворот. Площадки не оборудованы, не чищены, зала ожидания не существует...
Есть ли выход? Как считает Виктор Горбачев, региональным аэропортам срочно необходимы законодательная и государственная финансовая поддержка. Но прежде Минтрансу, который эту проблему не может решить уже почти 20 лет, надо срочно определиться: местные аэропорты — это социальная или коммерческая структура? Если первое, то должна быть помощь бюджета, как это не первый год делается для линии Москва — Владивосток. Дальше следует освободить местные аэропорты от налогов на землю, которую они занимают. И обнулить, наконец, для них НДС, как это правительство сделало для железных дорог.
А чтобы региональная авиация в Карелии не приказала долго жить, ассоциация поставила об этом в известность Госдуму, Совфед, обратилась и к премьеру правительства с просьбой поручить Минтрансу совместно с правительством Карелии присвоить аэропорту Пески звание казенного авиапредприятия. На сегодня это единственный выход. По крайней мере до тех пор, пока аэропорт не окрепнет и не начнет зарабатывать деньги.