Для начала информация: с 2017 года в стране проводится конкурс «Лучший гид России». Сотни профессионалов и любителей туризма по призыву Русского географического общества присылают свои проекты. Есть среди них интереснейшие, редкие, уникальные. Но такого, чтобы гидом стал знаменитый альтист Юрий Башмет, пока еще наблюдать не приходилось.
Уточним: Башмет не утянул экскурсионную группу в глушь леса или высоко в горы. Впрочем, о марш-бросках виртуоза на девственную природу мы еще расскажем. А пока — разве перспектива совершить с прославленным музыкантом путешествие под сводами Московской консерватории и ее Большого зала выглядит менее захватывающей? Разумеется, о консерватории написаны тонны книг и статей. Но хороший гид всегда расскажет о том, про что еще не написано. Вот, например.
— Я, выпускник Львовской средней специальной музыкальной школы, только-только поступил в класс профессора Вадима Васильевича Борисовского. И почему-то мне страшно захотелось, чтобы об этом все знали и уважаемые консерваторские профессора здоровались со мной за руку, — делится Юрий Башмет. — Вот идет по коридору Леонид Коган, я подхожу: «Здравствуйте!» В ответ — недоуменный взгляд, знаменитый скрипач проходит мимо. Я не теряюсь. Завидев Давида Ойстраха, делаю шаг навстречу — тут более дружелюбная реакция: моя рука тонет в пухлой ладони Давида Федоровича, он улыбается, желает мне удачной учебы. Наконец, нарастающий гул, зародившийся где-то еще в консерваторском дворе, дает знать, что в ореоле друзей, студентов и просто любопытствующих в учебный корпус входит Мстислав Ростропович. Тут я даже не успел толком представиться, как был обнят Мстиславом Леопольдовичем (видящим меня впервые в жизни): «Старик, идем, я познакомлю тебя с моим классом!». Поднимаемся наверх, в помещении, куда привел меня легендарный виолончелист, уже битком народу, сесть некуда, он просит кого-то из учеников: «Пожалуйста, уступи место моему другу Юре», и затем следуют три часа урока, который я запомню на всю жизнь как один из ярчайших спектаклей, посвященных музыке.
Через пару лет «другу Юре», студенту оркестрового факультета, придется участвовать в последнем концерте Ростроповича перед его высылкой из СССР. Генеральная репетиция, в зале множество поклонников и, как тогда говорили, людей в штатском. Отзвучали финальные такты Шестой симфонии Чайковского, публика замерла, а музыкант со сцены произносит патетически: «Все-таки гениален был наш Ильич!». И поднимает руку в сторону портрета Чайковского, уточняя, какого Ильича он имеет в виду...
Вспомнил Юрий Абрамович и свой собственный сольный дебют на сцене Большого зала. Кстати, это был вообще первый в истории БЗК концерт, посвященный альту как сольному инструменту: до того считалось, что место любого альтиста — исключительно в ансамблях. Честно признался тогдашнему директору зала Владимиру Захарову, что очень волнуется — придет ли публика. Ведь иначе потерпит крах сама идея продвижения альта в ряд главных солирующих инструментов. Владимир Емельянович, которому случалось принимать и Караяна, и Артура Рубинштейна, и Менухина, и несчетное количество других музыкантов, дал совет, проверенный десятилетиями: посмотри во второй (самый верхний — С. Б.) амфитеатр...
— Я посмотрел — говорит Башмет. — И увидел, что там яблоку негде упасть. Волноваться на тему прихода слушателей мне больше не пришлось.
У одной из достопримечательностей экскурсии — картины Репина «Славянские композиторы»
Сказать по правде, подобные истории «экскурсовода» Башмета (я привел лишь небольшую их часть) можно слушать часами. Это тот же концерт, без преувеличения! И не только потому, что уже на протяжении многих лет Юрий Абрамович — сам профессор консерватории, член жюри конкурса имени Чайковского, руководитель нескольких оркестров, конкурсов, фестивалей. Ко всем своим талантам и регалиям он еще и прекрасный рассказчик, и удивительно зоркий человек, умеющий подмечать важные детали.
А его стремление вынести великую музыку на просторы нашей страны абсолютно «рифмуется» с задачами того же Русского географического общества. Тут самое время для обещанного рассказа о марш-бросках Юрия Абрамовича и его ансамбля «Солисты Москвы» (на минуточку — лауреата «Грэмми»!), поддержанных РГО. В итоге сняты клипы в четырех живописнейших точках нашей страны — на кольском мысе Рыбачий, Куршской косе, побережье Камчатки и курильском острове Итуруп.
— Знаете, какой пронзительный ветер на Баренцевом море? — рассказывает Башмет. — У музыкантов смычки сдувало со струн, я дирижировал без нот, потому что листы улетали. Но поразительно: мы начали играть Струнную серенаду Чайковского, и над нами закружилась чайка. Потом она на минуту исчезла, и уже через несколько тактов на ее месте парила целая стая этих птиц. Словно та, первая, слетала за ними и позвала послушать Петра Ильича...
Так выглядела «концертная площадка» прославленного музыканта и его ансамбля «Солисты Москвы» на кольском мысе Рыбачий
У какого гида, скажите, вы еще услышите такие истории? Кстати, все четыре клипа можно будет посмотреть на сайте РГО и других интернет-ресурсах 18 августа, в День географа, учрежденный в нашей стране по инициативе Русского географического общества.
А Башмету не стоит ли подумать над закреплением в новом для него амплуа экскурсовода? Нет, кроме шуток. Конечно, не в ущерб основному делу, а в качестве второй, однако тоже важной профессии. Понятно, что в конкурс гидов народного артиста СССР позвали не как участника (ему побед и званий хватает), а как звездного гостя — для продвижения мероприятия, которое как раз находится в стадии сбора заявок, а определят лауреатов в октябре. Но агент Юрия Абрамовича Дмитрий Гринченко не скрыл удивления: уже сейчас, после нынешней экскурсии, в Русское концертное агентство позвонило множество народу, желающего узнать — когда следующий поход в консерваторию под водительством Башмета и нельзя ли на него записаться. Слава о новом открывшемся таланте музыканта летит впереди него.