В память о них утром в четверг на месте крушения аэробуса А-310 прошла траурная панихида. Ее отслужил архиепископ Иркутский и Ангарский владыка Вадим. Собралось более сотни человек. Главным образом родственники погибших. Пришли и некоторые из тех 79 пассажиров, которым посчастливилось спастись во время трагедии. Тихой молитвой они помянули каждого, кто сгорел в огне вспыхнувшего спичкой авиалайнера.
Сорок дней прошло с момента, как всю страну потряс взрыв самолета, выскочившего за пределы посадочной полосы иркутского аэропорта. Сорок дней родные и близкие оплакивают погибших, а спасшиеся из пламени меряют свою жизнь по-новому: до 9 июля и после. Все это время работает комиссия Межгосударственного авиационного комитета, впрочем, так и не пришедшая к окончательным выводам. По сути, пока остается только догадываться, что случилось на самом деле. Взял разгон вместо торможения двигатель или нет? Отказали бортовые системы безопасности или случилось что-то другое?
Вчера в Министерстве транспорта России "Труду" сообщили, что "любые преждевременные и тем более необоснованные заявления о возможных причинах катастрофы до окончания официального расследования, согласно международной практике, не только неэтичны, но и могут расцениваться как попытка оказать давление на ход расследования и препятствовать выявлению объективных причин трагедии".
Вот и получается, что реально на сегодня нам известно только о количестве жертв катастрофы, тела тринадцати из которых так до сих пор и неопознаны. Да еще о единственной зримой реакции чиновников, распорядившихся по горячим следам проверить весь парк самолетов отдельно взятой авиакомпании "Сибирь". Время более детального "разбора полетов", по мнению Минтранса, придет позже.
Впрочем, за эти сорок дней мы увидели и еще одно: сколь низко государство ценит жизни своих сограждан. Правда, убедились в этом уже в очередной раз, когда нам напомнили, что отчисления на страховку в стоимости авиабилетов составляют всего лишь два рубля, и по закону, случись что, реально можно рассчитывать только на 12 тысяч рублей компенсации за загубленную жизнь. Все остальное, что сейчас обещают жертвам иркутской катастрофы, выглядит благотворительностью. Постановлением правительства родственникам погибших должны будут перечислить по 100 тысяч рублей, спасшимся - по 50 000. Некие суммы распорядились выделить и губернаторы регионов, чью прописку имели пассажиры.
Между тем именно случай с А-310 обещает наглядно продемонстрировать, как на самом деле должна оцениваться человеческая жизнь. Уникальность иркутской трагедии в том, что впервые в воздушном пространстве нашей страны разбился самолет, принадлежавший де-юре не российской компании. Аэробус был взят "Сибирью" в лизинг. Кто его настоящий владелец, сейчас разбираются. Но, по всей видимости, речь идет об американской компании "Пан Америкен". И это придало совершенно иной оборот истории с компенсациями.
Сразу несколько иностранных юридических фирм обратились к родственникам жертв катастрофы с предложением о защите их интересов в судах. Например, американская адвокатская контора "Спайзер Краузе" заручилась доверием уже 80 семей. Ее представитель в Иркутске Роман Буянов вчера сообщил "Труду", что имеются все шансы добиться значительных компенсаций для каждого летевшего рейсом N 778 в течение уже ближайших трех месяцев.
- Сейчас мы должны точно определить: к кому именно подавать иски. Но подчеркну, что речь идет о претензиях именно к иностранным компаниям, владельцам самого самолета и производителям отдельных его агрегатов, отказ которых привел к трагедии. Рассмотрение исков будет вестись в США. В законодательстве этой страны четко прописано, кто именно несет ответственность за трагедию, пусть даже она случилась в совсем другой точке мира. И это обстоятельство делает шансы на итоговый успех очень высокими. Общеизвестно, что в России максимальный размер компенсации, выплаты который удалось добиться через суд, составляет всего лишь 600 тысяч рублей. Гроши! Во всем мире существует более цивилизованная практика. Это касается и общих сумм компенсации, и решения о том, кто их должен платить. В случае с иркутской катастрофой А-310 речь может идти о выплатах от 500 тысяч до 15 - 20 миллионов долларов каждой жертве авиатрагедии. Причем опыт показывает, что добиться компенсации удастся еще в досудебном порядке. Вряд ли солидные транспортные компании и авиазаводы захотят доводить дело до суда, который грозит тяжело ударить по их репутации.