Главная Культура 00:03 18 Июня 2021 9235
Исторические комиксы про Сосо и Бузову

Бездарная певица в исполнении Ольги Бузовой заткнула за пояс будущего «отца народов»

Любовь Лебедина, театральный критик
Роль бездарной певицы далась Ольге Бузовой без насилия над собой. Фото Сергея Бирюкова

Как же далеко мы шагнули вперед по сравнению с былыми цензурными временами! Теперь можно не только смеясь расставаться с прошлым, но и спокойно плевать на уроки истории — творцам за это ничего не будет. А театральный зал набьется под завязку, как раньше в цирке шапито, где публике демонстрировали бородатую женщину...

Во МХАТе имени Горького поставили спектакль о юности Сталина «Чудесный грузин» в формате народного лубка — с плясками, застольями под дивное грузинское многоголосие. Вот откуда, оказывается, произрастало будущее громадной империи, катящейся под «красное колесо».

Столько всего явлено и документального, и художественного из жизни «вождя народов» — от младенчества до похорон в марте 1953-го. Вот и драматург Андрей Назаров и режиссер Рената Сотириади взялись проследить превращение романтического юноши, сочинявшего стихи про любовь и луну, в экстремиста и провокатора, сумевшего потом сосредоточить в своих руках огромную власть и сожрать миллионы жизней. А ведь товарищ Ленин предупреждал...

Кстати, двойник Ильича в спектакле очень напоминает забавных персонажей из перехода на Манежной площади, только за ним еще актриса в роли Наденьки Крупской послушно носит огромный эмигрантский чемодан.

Да, МХАТ решил не вдаваться в дебри политики и истории, выстроив незамысловатый музыкальный детектив. Будем справедливы: зрелище веселое, с масштабной массовкой и мгновенной сменой декораций и событий, как в сумбурном клипе. Здесь то поют и пляшут, то толкают революционные речи, то бегают по длинной лестнице с винтовками вверх и вниз, а то и режут друг другу глотки. Хаос, эклектика? Зато не скучно.

Действие начинается с появления никому не известного Сосо (Георгий Иобадзе) в тихом Батуме, который с его приходом быстро превращается в пороховую бочку. Конспиратор, умеющий выждать момент для удара, выступает в роли наставника горячих джигитов, успевая организовывать митинги и стачки и флиртуя с красавицей Наташей (Амина Синагатуллина), дочерью уважаемого руководителя подполья Сильвестра Ломджария в креативной подаче Максима Дахненко — одного из немногих исполнителей, за которым театральные критики знают хоть какую-то биографию.

Все бы ничего, можно было бы смириться и со стилистикой соцреализма, понадобившейся для изображения многофигурной труппой театра угнетенных масс и зажравшихся капиталистов (думаю, окажись на представлении Геннадий Андреевич Зюганов и его товарищи по партии, этот ход им сильно бы понравился). Но тут вдруг всех вождей и криминальных авторитетов, а заодно капиталистов, губернаторов и жандармов в спектакле заткнула за пояс бездарная певица Бэлла Шанталь в исполнении дивы шоу-бизнеса Ольги Бузовой.

На самом деле ее героиня вовсе не певица (что, впрочем, многие люди со слухом говорят и о самой Ольге). Она вульгарная полицейская шпионка, которую обаяние Сосо вдруг перетянуло на сторону бунтовщиков. Так что петь между нот — актерская задача Оли, с которой, надо сказать, она справилась блестяще. Как жаль, что других таких секретных агентов с кукишем в кармане и гордо демонстрируемой бесталанностью в спектакле не нашлось, — стало бы еще смешнее.

Чтобы хоть как-то скрасить скучные сцены с портовым криминалом, контрабандистами и заседаниями в городской управе, режиссер вместе с художником Ириной Титоренко создали многоярусную конструкцию с коврами, балконами и даже живой обезьянкой, живописно передающую колорит южного города. Впрочем, разыгрываемые здесь ритуалы кавказского гостеприимства и кровной мести мало впечатляют, поскольку герои этого псевдомюзикла (кроме, конечно, великолепно поющего и танцующего ансамбля) выглядят почти такими же ходульно-плакатными, как изрекающий свои цитаты Ленин.

Даже в лирическом центре спектакля — сцене ночного свидания Сосо и Наташи — чувствами не пахнет: это словно трансплантат из какого-то глубоко советского фильма о любви подпольщиков, жестко подчиненной долгу перед мировой революцией...

Но как тогда постановщики рассчитывали вскрыть природу корней зла, которые в дальнейшем проросли в Иосифе Джугашвили? Как надеялись объяснить, почему до сих пор многие считают Сталина великим стратегом и кормчим страны, а не величайшим в ее истории преступником? На эти действительно жгучие вопросы спектакль не отвечает. Больше того — он и не собирался отвечать. Юный Сталин лишь приманка для публики. Ну а уж если к этому прибавить саму Бузову, получится аншлаг.

Худрук Эдуард Бояков — отличный менеджер, знающий, как монетизировать зрительское любопытство. Ну а заполнением «черных пятен» в биографии юного Сталина пусть займется кто-нибудь другой.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5583
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5238
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...