Вчера премьер Дмитрий Медведев распорядился с 2015 года передать полномочия по распределению субсидий на предоставление жилья сиротам Минобрнауки. Что это изменит в положении воспитанников детдомов?
Сейчас многие сироты остаются без крыши над головой, хотя федеральный закон гарантирует получение жилплощади по достижении совершеннолетия. По данным уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова, 70 тысяч детей «не реализовали свое право на жилье». Причина прозаичная: у большинства регионов нет на это средств. Тем более что муниципальные дома не строятся, квартиры приобретаются по рыночным ценам. То есть дорого. Например, в Костромской области из 2,2 тысячи детей-сирот в жилье нуждаются 566 человек. Им на покупку квартир нужно 545 млн, но в дотационном бюджете пусто. Вся надежда на господдержку.
По словам зампреда Госдумы РФ Людмилы Швецовой, федеральный бюджет выделит регионам на жилье для сирот почти 20 млрд рублей на три года (с 2014-го по 2016-й). Вчерашнее постановление позволяет перераспределить эти средства в пользу тех субъектов, где особенно велика задолженность.
Но дело не только в наличии денег, но и в их использовании. Генпрокуратура проверила в 30 регионах соблюдение жилищных прав детей-сирот. Нарушений хватает. Как скупо отчитались проверяющие, «имеют место факты закрепления за детьми непригодного для проживания жилья, жилья, принадлежащего опекунам, непринятия мер к обеспечению сохранности жилищного фонда и должного учета нуждающихся в жилье лиц». В Приморье чиновники вынудили 19 сирот подписать документы на получение жилья в... здании бывшего офиса. В Бурятии выпускников детдомов селили в недостроенные помещения и летние дачи, в Мурманской области — в коммуналки. В Хабаровске бывшая детдомовка Ольга Квашнина с детьми пять лет живет в аварийном бараке, списанном с баланса, без воды и отопления.
В марте 2012-го принят федеральный закон, по которому создается жилфонд, откуда сиротам будут предоставляться квартиры, жилой дом или часть дома по срочному договору найма на пять лет. Раньше они получали жилье по договору соцнайма и нередко становились жертвами мошенников. Теперь же собственником остается государство. Причем срок действия договора может быть продлен, если бывший детдомовец не адаптировался к взрослой жизни. А главное изменение — теперь выпускники детдомов могут претендовать на жилье бессрочно. Это-то и смущает.
Если предоставлять жилье такими темпами, как сейчас, то бывшим детдомовцам придется ждать его так же, как сегодняшним очередникам. Чем тут поможет Минобрнауки, к которому переходят полномочия по распределению субсидий регионам?
Голос
Борис Альтшулер, член Общественной палаты РФ, руководитель общественной организации «Право ребенка»
— Не вижу принципиальной разницы в том, кто будет распределять субсидии: Минфин или Минобрнауки. Потому что 20 млрд рублей в лучшем случае хватит, чтобы обеспечить жильем 15% нуждающихся. Нельзя социальную программу ориентировать на коммерческое жилье. Эта сфера коррупционна, то есть мы кормим коррупционеров. Государственный подход присутствует в указе президента № 600, где речь — о формировании рынка доступного арендного жилья. Не обязательно всем давать жилье в собственность. Даже в богатых странах половина граждан живут в арендованных квартирах — и ничего, не жалуются. Вот и нам надо строить доступное арендное жилье для сирот. В том числе потому, что собственность нередко мешает их социализации: зачастую вчерашние детдомовцы селятся в одну квартиру, а свои сдают в аренду — на эти деньги можно безбедно существовать, не работая.