- В жилах вашей бывшей и самой знаменитой жены, модели и актрисы Миллы Йовович, течет русская кровь. Что вы можете сказать о любви русских женщин?
- Русские женщины очень красивые, пожалуй, самые красивые в мире, и это не подлежит сомнению. Что же касается любви, то это стихийное чувство не зависит от национальности человека. Любви присуще одно желание: каждый мужчина мечтает встретить свою принцессу, а каждая женщина - своего принца. Я свою принцессу или пока не встретил, или уже потерял - еще не знаю.
- В вашем романе "Артур и минипуты" главный герой целуется с принцессой, находясь в довольно нежном возрасте, если не сказать в дет-ском. Этот эпизод вы заимствовали из собственного жизненного опыта?
- Может быть. Ведь я впервые влюбился, причем довольно сильно, когда мне было всего пять лет. Но учиться любви, как и любить, никогда не поздно. Когда дети посредством компьютерных игр учатся убивать, это страшно. Зачастую взрослые боятся любить, опасаясь проблем, страданий и перемен в своей жизни, а у детей нет страха перед любовью, и это правильно. Всем взрослым я советую не трусить и не пасовать перед любовью, а принимать ее как дар и бежать к ней навстречу сломя голову.
- Отсюда можно сделать вывод, что Люк Бессон - романтик и оптимист?
- До восьми вечера я остаюсь оптимистом, а вот после, когда послушаю выпуск новостей, мгновенно превращаюсь в пессимиста. Что же касается моей принадлежности к романтикам, то в этом я уже не уверен. В молодости, конечно, я был романтиком. Каждый француз в молодости романтик, об этом еще Бальзак писал, а вот с годами мы обязаны избавиться от иллюзий, иначе станем предметом для насмешек. Истинный француз, согласно традиции нашей французской литературы, должен быть героем-обладателем, а романтик ничем и никем обладать в прин-ципе не может. Разве только солнцем, звездами. Надеюсь, я еще не превратился в циника. Если это произойдет, то как режиссер я погибну.
- В последнее время вы больше занимаетесь продюсированием фильмов, чем их созданием. Не связано ли это с отсутствием вдохновения?
- Я знаю режиссеров, которые сняли слишком много фильмов, большинство которых - чепуха. Что же касается меня лично, то в качестве режиссера я веду себя как страшный эгоист, жуткий собственник и отчасти даже диктатор. Зато, будучи продюсером, я с радостью выявляю в себе сказочное великодушие, нечеловеческую терпимость и редкий демократизм. Мне больше по душе второе проявление моей натуры. К тому же чертовски приятно, когда голливудские режиссеры просят меня стать продюсером их картин. В таких случаях я чувствую себя Наполеоном. Правда, когда начинается работа над фильмом, все мое величие мгновенно улетучивается.
- Что заставило вас взяться за перо? Почему темой вашего первого романа стала сказочная история о мальчике Артуре, о юной принцессе и о каких-то странных существах минипутах?
- В двух словах все и не объяснить. Однажды в мою душу запала песня Стинга о детях, и я тоже захотел создать что-то для них. К тому же в своей душе я сам продолжаю оставаться ребенком. Что же касается главной причины моего обращения к сказке, то она вполне обыденная: мои родители не обращали на меня в детстве внимания (я рос с бабушкой), и поэтому я практически был предоставлен сам себе, своим детским страхам и тревогам. Это обстоятельство собственной покинутости в детстве превратило меня в очень одинокого человека, каким я продолжаю оставаться. Мое внутреннее одиночество помогает мне видеть и чувствовать, как много вокруг нас одиноких детей. Может быть, с помощью моей книги дети отчасти избавятся от ощущения того, что они во всем мире - одни, что взрослым до них нет дела. Пожалуй, это и есть главная задача моей сказки - помочь детям. Я бы обратился ко всем родителям с просьбой: "Занимайтесь своими детьми, уделяйте им больше внимания, иначе они вырастут несчастными". Современным детям сейчас так трудно, гораздо труднее, чем было в мои детские годы. Родители постоянно на работе, школа не рассказывает о реальной жизни, а все поучает, политики погрязли в коррупции, спортивные кумиры сидят на наркотиках: Поэтому детям нужны достойные примеры для подражания, пусть даже из сказки, и правила жизни.
- Во многих ваших фильмах большое внимание уделяется всевозможными средствам передвижения. На какой машине вы сами сейчас ездите?
- Я снял и спродюсировал 60 картин, и только в четырех из них фигурируют марки автомобилей. В связи с этим публично заявляю, что абсолютно равнодушен к машинам. Для меня гораздо важнее водная стихия, причем как в творчестве, так и в жизни. Корабли, парусники мне нравятся больше, чем автомобили, мотоциклы и самолеты.
- Вы сочетаете в себе профессии и сценариста, и режиссера, и продюсера. Тогда как в Голливуде жесткая специализация, согласно которой каждый занимается своим делом.
- Это произошло потому, что у меня не было денег, чтобы заплатить сценаристу, и я написал первый свой сценарий сам. Я стал писать в возрасте 15 лет. Первая тысяча страниц вышла неважной. Чтобы научиться сносно писать, понадобилось еще 15 лет. Когда я снимал свой фильм, у меня не было денег, а к кому я ни обращался, мне все отказали. Тогда мне ничего не оставалось делать, как создать свою кинокомпанию. Возможно, из-за чувства внутреннего одиночества я ужасно не люблю чего-либо просить.
- Неужели вам не помогает французское правительство? Известно, что Франция выделяет из своей казны огромные суммы для поддер-жки национальной культуры и кинематографа.
- Франция ни на один фильм мне не дала денег, хотя я продолжаю ее любить безответной любовью. К тому же день-гами распоряжается кучка чиновников, а не сама страна.
Досье "Труда"
Люк Бессон, Режиссер, писатель, продюсер
Родился 18 марта 1959 года в Париже в семье инструкторов по дайвингу. Уехал в 19 лет в Голливуд, где был мальчиком на побегушках. Служил три года во Французской армии. Дебютировал в 1984 году с черно-белым фильмом "Последняя битва". Первый известный фильм - "Подземка" с Изабель Аджани и Кристофером Ламбертом. Занялся продюсерской деятельностью после завершения исторической ленты "Жанна д'Арк". Был женат на актрисе Анне Парийо, модели и актрисе Милле Йовович, продюсере Вирджинии Силле. Имеет четырех дочерей от первого и третьего браков. Написал и экранизировал две сказки: "Артур и запретный город" и "Артур и минипуты".
Выбор
Три наиболее известных фильма Люка Бессона
"Леон" (1994)
Бессон открыл звезду Натали Портман, сыгравшую 12-летнюю девочку. На эту роль пробовалась Лив Тайлер. Жан Рено создал неповторимый образ наемного убийцы.
"Пятый элемент" (1997)
Самый дорогой французский фильм. Еще в школе Бессон написал этот сценарий. Инопланетянку Лилу сыграла Милла Йовович - в то время жена режиссера.
"Подземка" (1985)
Воспел романтику парижского метро. Авантюрист Фред (Кристофер Ламберт) шантажирует замужнюю даму Элен (Изабель Аджани). На съемках Бессон подружился с Жаном Рено.