Гражданская авиация как никакой другой вид транспорта зависит от погоды. Всякий раз экипаж перед рейсом ее запрашивает, прежде чем запустить моторы. В России услуги по метеорологическому обеспечению полетов предоставляет сеть АМСГ (авиационная метеостанция гражданская) Росгидромета, но в прошлом году некоторые авиакомпании решили брать сводки погоды из других, зарубежных источников. Российские метеорологи, испокон веку обслуживающие авиацию, в итоге могут остаться на голодном финансовом пайке. Что подталкивает авиаторов к таким недружественным и даже опасным действиям? Ведь каждое пятое авиационное происшествие случается из-за неблагоприятных метеоусловий. Об этом — разговор с главой Росгидромета Александром Фроловым.
— Авиакомпании просто ищут, как сэкономить, — говорит Александр Васильевич. — Росгидромет в порядке обмена снабжает своими данными международные организации. А банки данных, скажем, в Вене доступны всем. Есть по крайней мере две частные компании — американская и английская, они предоставляют метеоуслуги нашим перевозчикам значительно дешевле, чем это делаем мы. Такой вот откровенный демпинг. Потому что мы эти данные собираем и анализируем, а они пользуются уже готовой продукцией. Не удивительно, что наши авиакомпании стали покупать эту информацию.
— Их можно понять.
— Но есть другая сторона медали. Во-первых, нас лишают того, что мы честно заработали и за счет чего живем. Во-вторых, раз доходы падают, то мы стоим перед необходимостью сокращать расходы. То есть закрывать метеостанции в аэропортах. Но ведь аэропорты без метеостанций не будут сертифицированы. А значит, зарубежные компании перестанут их обслуживать. Получается замкнутый круг.
— Каков же выход?
— Есть поручение правительства, над которым Росгидромет работает вместе с Минтрансом. Необходимо создать принципиально новую экономическую модель наших с авиаторами взаимоотношений. Первый и главный принцип: метеообеспечение авиационных структур не является коммерческой деятельностью, потому что речь идет об обеспечении безопасности полетов. Кстати, самая либеральная страна США здесь нам подает пример: возмещение затрат на метеообслуживание идет в полном объеме из госбюджета. Потому что есть еще и такое понятие, как обеспечение безопасности государства. Представьте ситуацию, когда из-за санкций нашим авиакомпаниям перестанут поставлять данные из-за рубежа. Что тогда, отменять воздушное сообщение?
И наконец, последнее. Перед нами стоит задача повышения качества, точности прогнозов и их эффективности. Для этого необходим тесный контакт с пользователями. Мы, например, следуя требованиям ИКАО, сертифицировали все наши подразделения по международным стандартам качества, ведем работу по повышению профессиональной подготовки персонала. Это тоже входит в систему требований ИКАО и Международной метеорологической организации. Кстати, высокий уровень наших метеорологов оценен в мире, и мы оказываем услуги не только отечественным пользователям, но и пользователям из СНГ.
— Как складываются сегодня взаимоотношения с коллегами из ближнего зарубежья, учитывая в том числе события на Украине?
— Мы очень дорожим сложившимися за долгие годы деловыми контактами. Вот сейчас, когда мы с вами беседуем, наша официальная делегация находится в Литве. Три дня назад я был в Германии, где мы подписали соглашение о сотрудничестве. Пока гидрометслужбы остаются вне политики. Сложнее, конечно, с Украиной — официальных контактов практически нет, хотя на человеческом уровне они продолжаются.
— Александр Васильевич, некоторые СМИ сообщили о пропаже второго самолета-лаборатории Як-42Д. Якобы вы из-за этого даже подали заявление об уходе.
— Как комментировать откровенные глупости? Есть официальное опровержение Минприроды, где информация о якобы исчезнувшем втором авиалайнере названа не соответствующей действительности. Приемку единственного нашего самолета-лаборатории проводила военно-промышленная комиссия с участием представителей целого ряда организаций. Все изменения технического задания были обоснованы и согласованы с заинтересованными министерствами, в том числе Министерством экономического развития РФ. Что же касается якобы моего ухода с должности, то могу сообщить, что правительство продлевает со мной контракт. Эта процедура по существующему распорядку производится ежегодно.