Жюри литературной премии имени Льва Толстого «Ясная Поляна» объявило короткий список финалистов 2013 года. В состав арбитров, возглавляемый директором музея-усадьбы «Ясная Поляна» Владимиром Толстым, праправнуком Льва Николаевича, входят литераторы из, так сказать, неконъюнктурного крыла отечественной словесности: Лев Аннинский, Павел Басинский, Алексей Варламов, Игорь Золотусский, Валентин Курбатов, Владислав Отрошенко.
В конъюнктурной литературе пока все без перемен. Вот типичная характеристика героя, раскопанная Валентином Курбатовым в опусе одного из соискателей: «галлоны выпитой водки, тонны восстановленных дисков, дистрибутивы, бесперебойники, роутеры и километры натюканных чатов, ряд смайликов в черных очках, отраженные вирусные атаки, закачанные софты». И подобных образцов стиля-слэнга множество.
Впрочем, по общему мнению жюри, при нынешнем господстве литературы нигилистической на конкурс все-таки присылают сочинения, по преимуществу «выпрямляющие душу читателя». И хотя на этот раз общий список претендентов длиной в 63 позиции был не самым сильным за всю 11-летнюю историю премии, короткий список оказался насыщенным.
В номинации «XXI век» — шесть авторов. Евгений Водолазкин — ученый, сотрудник Пушкинского Дома — написал «неисторический роман» о русском средневековье под названием «Лавр». Однако это не пресловутое фэнтези: все реалии далекой эпохи соблюдены, а машина времени понадобилась автору лишь для того, чтобы отыскать там положительного героя, которого он не смог найти в современности.
Дагестанская антиутопия Алисы Ганиевой «Праздничная гора» уже отметилась в длинном списке премии «Национальный бестселлер». Но жюри толстовской премии, отмечая юную писательницу как творческую наследницу Фазиля Искандера, выбрало ее роман не столько за социальность, сколько за «чистое, нежное, любовное отношение к людям».
«Идиот нашего времени» Александра Кузнецова-Тулянина — своего рода плутовской роман образца XXI века: двух друзей с почти одинаковым советским прошлым жернова эпохи перемалывают по-разному — один становится успешным бизнесменом, другой — террористом-одиночкой.
На «Тетю Мотю» Майи Кучерской ополчилась критика: писательница-де написала слишком искреннюю книгу. А между тем яснополянское жюри не побоялось провести параллель между Мотей и Анной Карениной.
«Четыре с лишним года» Олег Рябов писал по фронтовым письмам и дневникам своего отца. Выяснять, что в книге вымысел, а что взято из жизни, смысла не имеет: это тот редкий на сегодняшний день случай, когда художественное высказывание по силе равнозначно суровому документу.
Романа Сенчина кто-то из жюри назвал «магическим регистратором реальной действительности». Его «Информация» — лаконичная и безжалостная летопись личной катастрофы благополучного человека, осознавшего иллюзорность этого самого благополучия.
Отбирать лучших в номинации «Детство. Отрочество. Юность» было гораздо сложнее. Соискатели либо увлеченно писали свою родословную, будучи не в состоянии убедить читателя, почему он должен, бросив все дела, читать именно об этом, либо синтезировали фэнтези в духе незабвенного «Гарри Поттера». Лишь немногим удалось заговорить с читателем на равных так, чтобы это было интересно и ребенку, и взрослому.
В коротком списке номинации три произведения. «Облачный полк» Эдуарда Веркина — роман о взрослении мальчиков, воевавших на Калининском фронте. Повесть Марии Мартиросовой «Фотографии на память», начинающаяся как былые «дворовые рассказы о детях», постепенно превращается в жесткую хронику армяно-азербайджанского конфликта, наблюдаемого глазами маленькой девочки. И, наконец, веселая и грустная книжка Юрия Нечипоренко «Смеяться и свистеть» рассказывает о мальчишке из шахтерского городка на границе России и Украины.
Окончательный выбор жюри станет известен 8 октября.