В этом году цирку на Цветном бульваре исполняется 130 лет. В связи с этим была подготовлена новая, юбилейная программа «Уже 130!», которая началась 15 сентября.
На арене цирка будут выступать как штатные артисты московского цирка Никулина на Цветном бульваре, так и приглашенные - из Большого Московского Государственного цирка на проспекте Вернадского и государственной компании «Российский цирк». Специальные гости - акробаты из Испании «Duo Spiral».
В классическом дивертисменте будут представлены номера эквилибристов, акробатов, канатоходцев и музыкальных эксцентриков, конное шоу «Свобода лошадей». А также вновь гимнасты на полотнах Юлия и Александр Волковы и Народный артист России Виктор и заслуженная артистка России Ольга Кудрявцевы и их «Медведи на автомобиле».
Впервые в цирке Никулина - аттракцион со смешанными хищниками. На манеже: тигры, пантеры, леопарды.
В программе участвуют и укротители - обладатели Гран-При на всемирном фестивале цирка в Москве, обладатели Золотой награды на 9-ом Международном Московском Молодежном фестивале Наталья и Андрей Широкаловы.
Ведущие «Уже 130!» - «Внуки лейтенанта Шмидта» - клоуны Олег Белогорлов и Сергей Колганов.
Режиссер-постановщик - Оксана Дружинина.
Порядка больше, чем в армии
В холле московского цирка Никулина даже пахнет детством: сладкой ватой, колой и попкорном. Все толкаются, бегают от палатки к палатке, спешат купить программки, пистолеты или значки с изображением Юрия Никулина.
Слегка раздраженными выглядят только фотографы.
— No photo on your camera. 300 roubles. Граждане, да не фотографируйте вы зверей. Фотосъемка платная.
Юная тигрица Пэрис вроде и рада бы сфотографироваться с задорными детьми — финансовые вопросы ей нипочем, но фотографы на страже собственных кошельков.
За кулисами в цирке все иначе: нет суеты, беготни. Все предельно спокойны, сконцентрированы.
Два часа до представления
Мы за кулисами. Сейчас пять вечера, вечернее шоу начинается ровно в семь.
— А оркестр мы представляем? — раздается голос
— Оркестр представляем, — отвечает в микрофон режиссер программы «Время клоуна» (она идет сейчас в цирке на Цветном бульваре) Оксана Дружинина.
Только что закончились последние обсуждения предстоящего выступления. Программа давно подготовлена и отработана. Видимо,
В цирке никто никогда не поворачивается спиной к манежу — плохая примета. Даже во время разминки все стараются двигаться так, чтобы не повернуться спиной.
Час до представления
В небольшой комнате на втором этаже гримируют и расчесывают гимнасток. Здесь же стоит Оксана Дружинина. Пробегала мимо, зашла проверить.
Одевшись и
40 минут до представления
На репетиционном манеже гимнастки разминаются перед выступлением. Девушки гнутся в разные стороны.
Выполняя, казалось бы, нереальные упражнения, они улыбаются и спокойно общаются между собой.
— Перед выступлением, конечно, немного волнуюсь. Всегда. Но как только выхожу к зрителям, успокаиваюсь, — говорит воздушная гимнастка Наталья Чаплюн.
Рядом с форгангом стоит силовой жонглер Борис Зверев. Огромный, два с лишним метра ростом, почти такой же размах плеч. Успокаивает только улыбка — добрая и радостная. Борис без видимых усилий жонглирует двумя шарами по 25 килограммов каждый.
Подготовка к выступлению идет во всех уголках закулисья.
Без пятнадцати семь все готово к началу. Циркачи желают друг другу удачи, на всякий случай сверяются с авизо, кому когда выходить.
Паспорт под хвостом
Первых и самых маленьких артистов можно увидеть уже в фойе. Два тигренка, совсем еще котята, позируют с гостями цирка. Фотографы яростно оберегают малышей от случайных вспышек и лишнего внимания, снимают только сами и ни на секунду не отходят от своих подопечных. Тигрята играют, рычат и всем своим видом опровергают мнение о том, что животных накачивают успокоительными.
Для фотографий обычно берут совсем еще маленьких животных, которые пока не могут участвовать в номерах. Они менее агрессивны, чем взрослые, к тому же это отличная возможность приучить их не бояться большого количества людей.
Очередное заблуждение, что животные живут в маленьких клетках и испытывают сильнейшие стрессы от тесноты и одиночества, развеялось, как только мы увидели вольеры. Такой чистоте и порядку могут позавидовать лучшие зоопарки. У лошадей, например, есть собственный душ, чем может похвастать не всякий россиянин.
Руководитель клоунского шоу и дрессировщик Алексей Емелин говорит: «Главное — чтобы животные не болели». К ним предъявляются высокие ветеринарные требования, и в случае плохого самочувствия артиста его будет подменять дублер.
На каждом животном установлен специальный чип со всеми данными, у каждого своя кличка, и за каждым ведется тщательное наблюдение.
По словам Алексея, отношение дрессировщика к своим артистам не только определяет качество выступления, но и обеспечивает безопасность зрителей. Так, истории, когда животные нападали на посетителей цирка, чаще всего связаны с халатностью их дрессировщиков.
У Алексея в воспитанниках сейчас живет ручной лис, а в отдельной комнате мы встретились с полуторагодовалым шимпанзе по имени Жак. «Животные, как дети, требуют постоянного внимания», — говорит Азиз Аскорян, народный артист России, дрессировщик, руководитель «Обезьяньего шоу». Так, Жак пока живет в доме Азиза как полноправный член семьи, а в цирк приходит на работу, точнее, на обучение.
«Мы принадлежим животным, а не они нам», — говорит дрессировщик тигров Максим Эльворти.
В цирке случайных людей нет
Инспектор манежа Гульнара Гибадуллина в цирке с 13 лет. Здесь работали ее родители. По состоянию здоровья и выслуге лет артистка вышла на пенсию. А пару лет назад ей предложили новую должность.
«Я решила, что этого мне будет достаточно. Моя работа — прекрасное место и времяпрепровождение», — говорит Гульнара. Сейчас в ее обязанности входит составление расписания, ответственность за технику безопасности, вызов на рабочие места униформистов и многое другое.
Униформист Владислав Шатин, заслуженный артист России, также не смог расстаться с цирком. Сейчас его работа заключается в подготовке манежа и помощи артистам во всех выступлениях.
«Конечно, и за исправностью реквизита следишь. Мы же, артисты, знаем, что и как должно быть. Если
«В цирке не может быть случайных людей», — уверена Гибадуллина.
Чужих не берут
Попасть в цирк с улицы почти невозможно. Почти все артисты труппы и работники — из цирковых семей.
Лишь единицы никак по происхождению не связаны с манежем. Это те, кто еще в детстве решил учиться в цирковом училище и успешно его окончил.
Тех, кто пришел работать в цирк из других профессий, нет вообще.
«Мои родители не были связаны с цирком. Я с 6 лет занималась гимнастикой. Потом поступила в ГУЦЭИ (Государственное училище циркового и эстрадного искусства) на специальность „эквилибр“. И вот уже год работаю здесь, в цирке Никулина», — рассказывает гимнастка в жанре
Воздушная гимнастка на оригинальном аппарате Наталья Чаплюн — представительница цирковой династии.
Ее родители Татьяна и Валерий Чаплюн — дрессировщики. Но она выбрала себе другую работу в цирке. С 4 лет она занималась художественной гимнастикой, получила звание кандидата в мастера спорта. Окончила ГУЦЭИ по специальности «воздушная гимнастика». Вот уже 2 года работает в цирке.
«Главное — найти себя. Ведь не каждому дано быть гимнасткой, не каждому дано быть клоуном. Кстати, клоун — очень сложная профессия. Рассмешить публику не так просто, ведь в зале сидят абсолютно разные люди», — рассказывает Наталья.
Укротители по рождению
Династии в цирке — дело привычное, особенно среди дрессировщиков.
Большинство животных, которых мы видим на арене цирка, принадлежат самим артистам, уход за ними лежит на их плечах.
Вполне естественно, что с окончанием карьеры животных передают не в чужие руки, а самым близким и проверенным людям. «Этой профессии не учат ни в одном цирковом училище мира», — рассказывает Алексей Емелин, руководитель клоунской группы, дрессировщик.
Умение обращаться с животными приходит только с опытом, а необходимые навыки передаются от человека к человеку.
Помимо обаяния и харизмы дрессировщик должен сочетать в себе знания ветеринара, а порой и тонкого психолога. «У животных существует период взросления, созревания, и очень важно его не упустить — в дрессуре упущенный момент вернуть нельзя», — говорит дрессировщик тигров Максим Эльворти.
Дрессировщик обезьян Азиз Аскорян рассказал нам, что именно в этот момент формирования характера у животного человек должен научить его всему, понять, на что способен подопечный, к чему у него есть предрасположенность, а что он сделать не сможет. Необходимо разглядеть характер.
Без выходных и отпуска
«В отличие от театра труппа в цирке все время меняется. Работа артистов — это постоянные разъезды. В нашем цирке выступают как наши, так и приглашенные артисты», — рассказывает
Общаясь с сотрудниками цирка, понимаешь, что для того, чтобы работать в цирке, нужно им жить. Он отнимает все или почти все свободное время.
Дрессировщики, например, вообще не могут оставить своих животных. «Мы принадлежим им, а не они нам, — рассказывает о своей работе Максим Эльворти. — Нас не бывает дома десятилетиями, мы в цирке без отпуска и выходных, причем по собственной воле».
Гимнастки цирка работают, как и все, по 5 дней в неделю. Даже если у них нет выступлений, они приезжают на репетиции и тренировки.
Многие приезжают сюда и в выходные — пообщаться, провести время в любимом месте.
В цирке есть буфет для сотрудников — одно из любимых мест отдыха.
Немного проще график униформистов. Они приезжают сюда за 2–3 часа до выступлений, чтобы подготовить манеж и помочь во время представления.
На пенсию в 35
Работа на манеже связана с ежедневным риском для здоровья. Травмированных артистов цирк не бросает: помогают и морально, и материально.
Порой даже целые номера переделываются так, чтобы не было заметно, что
Иногда после травмы артист не может выступать так, как раньше. Тогда многие меняют жанр выступлений.
Стаж артиста цирка в среднем 15 лет. После выхода на пенсию многие остаются в цирке: работают униформистами, гардеробщиками.
Те, кто помоложе, готовятся к жизни после манежа уже сегодня, получают нецирковое высшее образование. Это даст дополнительные козыри, когда придется в 35 лет искать себе место в жизни.
Правда, почти все работники цирка так или иначе возвращаются на манеж. Даже уйдя, например, в транспортный бизнес, бывшие циркачи сотрудничают со своим недавним работодателем, перевозят зверей и саму труппу.
Опрос: Хотели бы вы работать в цирке?
Татьяна Кривошеина, студентка:
— Да, с детства мечтаю стать дрессировщицей. Особую слабость я питаю к тиграм и лошадям. Практика общения с лошадьми у меня имеется, а вот с тиграми сложнее.
Думала сначала стать помощником дрессировщика, накопить опыт и умение, а затем уже работать самостоятельно. Но в цирк нелегко попасть, и там маленькие зарплаты. А сейчас деньги очень нужны, вот и пришлось отказаться от мечты и пойти учиться на экономиста.
Никита Блявкин, тренер:
— Конечно, я хотел бы работать в цирке, силовым жонглером например. Я мастер спорта по фридайвингу, кандидат в мастера спорта по плаванию, боксу и вольной борьбе, у меня второй разряд по дайвингу. Физическая форма позволила бы мне попробовать себя в новой профессии. И я очень люблю детей и хотел бы участвовать в создании праздника для них. Но, мне кажется, в цирке не очень много платят. Как тренер я точно получу больше, так что всерьез о цирке уже не думаю.
Виктор Гайер, программист:
— Я кандидат в мастера спорта по боксу и, конечно, мог бы попробовать работать в цирке. Например,
Как выражаются на манеже
- Форганг — занавес, отделяющий манеж от внутренних технических помещений цирка. Главный выход артистов.
- Авизо — служебное расписание, вывешиваемое за форгангом для сведения артистов и персонала, указывающее время и очередность выхода номеров на манеж либо во время представления, либо во время репетиционного времени.
- Антре — отдельный и самостоятельный выход клоунских персонажей, часто состоящий из небольшой сценки или пантомимы.
- Реприза — короткая клоунская интермедия, которая обычно разыгрывается в перерывах между номерами.
- Шапито — разборный передвижной цирк, который в простейшей форме представляет собой негорящую брезентовую прорезиненную палатку.
- Эквилибр — очень распространенный цирковой жанр, вливающийся во все ответвления акробатики. В простейшей форме состоит из стоек в равновесии на руках или ногах на мертвой или движущейся точке опоры.
- Каучук — цирковой жанр, где исполнитель демонстрирует гибкость мышц тела и подвижность суставов. Одно из старых рекламных названий этого жанра, встречающееся на цирковых афишах, —
«Женщина-змея» . - Комплимент — это акцентированное принятие исполнителем статической, торжественной позы, применяемой после завершения трюка, серии трюков, всего номера либо при выходе на аплодисменты.
- Полусфера — одно из названий воздушного пространства под куполом цирка, используемое в воздушных номерах.
Сальто-мортале — один из распространенных трюков в цирковой акробатике, представляющий собой прыжок с одновременным переворотом тела в воздухе без опоры.