Посторонним цирк запрещен

Корреспонденты «Труда» провели один день в цирке Юрия Никулина и разобрались, как там все устроено

В этом году цирку на Цветном бульваре исполняется 130 лет. В связи с этим была подготовлена новая, юбилейная программа «Уже 130!», которая началась 15 сентября.

На арене цирка будут выступать как штатные артисты московского цирка Никулина на Цветном бульваре, так и приглашенные - из Большого Московского Государственного цирка на проспекте Вернадского и государственной компании «Российский цирк». Специальные гости - акробаты из Испании «Duo Spiral».

В  классическом дивертисменте будут представлены номера эквилибристов, акробатов, канатоходцев и музыкальных эксцентриков, конное шоу «Свобода лошадей».  А также вновь гимнасты на полотнах Юлия и Александр Волковы и Народный артист России Виктор и заслуженная артистка России Ольга Кудрявцевы и их «Медведи на автомобиле».

Впервые в цирке Никулина - аттракцион со смешанными хищниками. На манеже: тигры, пантеры, леопарды.

В программе участвуют и укротители - обладатели Гран-При на всемирном фестивале цирка в Москве, обладатели Золотой награды на 9-ом Международном Московском Молодежном фестивале Наталья и Андрей Широкаловы.

Ведущие «Уже 130!»  - «Внуки лейтенанта Шмидта» - клоуны Олег Белогорлов и Сергей Колганов.
Режиссер-постановщик - Оксана Дружинина.

Порядка больше, чем в армии

В холле московского цирка Никулина даже пахнет детством: сладкой ватой, колой и попкорном. Все толкаются, бегают от палатки к палатке, спешат купить программки, пистолеты или значки с изображением Юрия Никулина.

Слегка раздраженными выглядят только фотографы.

— No photo on your camera. 300 roubles. Граждане, да не фотографируйте вы зверей. Фотосъемка платная.

Юная тигрица Пэрис вроде и рада бы сфотографироваться с задорными детьми — финансовые вопросы ей нипочем, но фотографы на страже собственных кошельков.

За кулисами в цирке все иначе: нет суеты, беготни. Все предельно спокойны, сконцентрированы.

Два часа до представления

Мы за кулисами. Сейчас пять вечера, вечернее шоу начинается ровно в семь.

— А оркестр мы представляем? — раздается голос откуда-то сверху.

— Оркестр представляем, — отвечает в микрофон режиссер программы «Время клоуна» (она идет сейчас в цирке на Цветном бульваре) Оксана Дружинина.

Только что закончились последние обсуждения предстоящего выступления. Программа давно подготовлена и отработана. Видимо, по-этому нигде не чувствуется волнения.

В цирке никто никогда не поворачивается спиной к манежу — плохая примета. Даже во время разминки все стараются двигаться так, чтобы не повернуться спиной.

Час до представления

В небольшой комнате на втором этаже гримируют и расчесывают гимнасток. Здесь же стоит Оксана Дружинина. Пробегала мимо, зашла проверить.

Одевшись и накрасившись, артисты идут готовиться к своему выходу. Никто не спешит, не суетится. Во всех служебных помещениях цирка вещает радио с главного манежа. Всегда слышно, кто выступает, всегда можно определить, через сколько номеров выходить тебе.

40 минут до представления

На репетиционном манеже гимнастки разминаются перед выступлением. Девушки гнутся в разные стороны.

Выполняя, казалось бы, нереальные упражнения, они улыбаются и спокойно общаются между собой.

— Перед выступлением, конечно, немного волнуюсь. Всегда. Но как только выхожу к зрителям, успокаиваюсь, — говорит воздушная гимнастка Наталья Чаплюн.

Рядом с форгангом стоит силовой жонглер Борис Зверев. Огромный, два с лишним метра ростом, почти такой же размах плеч. Успокаивает только улыбка — добрая и радостная. Борис без видимых усилий жонглирует двумя шарами по 25 килограммов каждый.

Подготовка к выступлению идет во всех уголках закулисья. Кто-то делает растяжку, кто-то поправляет костюм. В одном из служебных помещений дрессировщик и его ассистент на два голоса уговаривают ослика сходить в туалет, бегают вокруг него с тазом, упрашивают, гладят.

Без пятнадцати семь все готово к началу. Циркачи желают друг другу удачи, на всякий случай сверяются с авизо, кому когда выходить.

Паспорт под хвостом

Первых и самых маленьких артистов можно увидеть уже в фойе. Два тигренка, совсем еще котята, позируют с гостями цирка. Фотографы яростно оберегают малышей от случайных вспышек и лишнего внимания, снимают только сами и ни на секунду не отходят от своих подопечных. Тигрята играют, рычат и всем своим видом опровергают мнение о том, что животных накачивают успокоительными.

Для фотографий обычно берут совсем еще маленьких животных, которые пока не могут участвовать в номерах. Они менее агрессивны, чем взрослые, к тому же это отличная возможность приучить их не бояться большого количества людей.

Очередное заблуждение, что животные живут в маленьких клетках и испытывают сильнейшие стрессы от тесноты и одиночества, развеялось, как только мы увидели вольеры. Такой чистоте и порядку могут позавидовать лучшие зоопарки. У лошадей, например, есть собственный душ, чем может похвастать не всякий россиянин.

Руководитель клоунского шоу и дрессировщик Алексей Емелин говорит: «Главное — чтобы животные не болели». К ним предъявляются высокие ветеринарные требования, и в случае плохого самочувствия артиста его будет подменять дублер.

На каждом животном установлен специальный чип со всеми данными, у каждого своя кличка, и за каждым ведется тщательное наблюдение.

По словам Алексея, отношение дрессировщика к своим артистам не только определяет качество выступления, но и обеспечивает безопасность зрителей. Так, истории, когда животные нападали на посетителей цирка, чаще всего связаны с халатностью их дрессировщиков.

У Алексея в воспитанниках сейчас живет ручной лис, а в отдельной комнате мы встретились с полуторагодовалым шимпанзе по имени Жак. «Животные, как дети, требуют постоянного внимания», — говорит Азиз Аскорян, народный артист России, дрессировщик, руководитель «Обезьяньего шоу». Так, Жак пока живет в доме Азиза как полноправный член семьи, а в цирк приходит на работу, точнее, на обучение.

«Мы принадлежим животным, а не они нам», — говорит дрессировщик тигров Максим Эльворти.

В цирке случайных людей нет

Инспектор манежа Гульнара Гибадуллина в цирке с 13 лет. Здесь работали ее родители. По состоянию здоровья и выслуге лет артистка вышла на пенсию. А пару лет назад ей предложили новую должность.

«Я решила, что этого мне будет достаточно. Моя работа — прекрасное место и времяпрепровождение», — говорит Гульнара. Сейчас в ее обязанности входит составление расписания, ответственность за технику безопасности, вызов на рабочие места униформистов и многое другое.

Униформист Владислав Шатин, заслуженный артист России, также не смог расстаться с цирком. Сейчас его работа заключается в подготовке манежа и помощи артистам во всех выступлениях.

«Конечно, и за исправностью реквизита следишь. Мы же, артисты, знаем, что и как должно быть. Если что-то испортилось, сообщаешь, чтобы починили. От этого безопасность зависит», — рассказывает Владислав.

«В цирке не может быть случайных людей», — уверена Гибадуллина.

Чужих не берут

Попасть в цирк с улицы почти невозможно. Почти все артисты труппы и работники — из цирковых семей.

Лишь единицы никак по происхождению не связаны с манежем. Это те, кто еще в детстве решил учиться в цирковом училище и успешно его окончил.

Тех, кто пришел работать в цирк из других профессий, нет вообще.

«Мои родители не были связаны с цирком. Я с 6 лет занималась гимнастикой. Потом поступила в ГУЦЭИ (Государственное училище циркового и эстрадного искусства) на специальность „эквилибр“. И вот уже год работаю здесь, в цирке Никулина», — рассказывает гимнастка в жанре эквилибр-каучук Алеся Лаверычева.

Воздушная гимнастка на оригинальном аппарате Наталья Чаплюн — представительница цирковой династии.

Ее родители Татьяна и Валерий Чаплюн — дрессировщики. Но она выбрала себе другую работу в цирке. С 4 лет она занималась художественной гимнастикой, получила звание кандидата в мастера спорта. Окончила ГУЦЭИ по специальности «воздушная гимнастика». Вот уже 2 года работает в цирке.

«Главное — найти себя. Ведь не каждому дано быть гимнасткой, не каждому дано быть клоуном. Кстати, клоун — очень сложная профессия. Рассмешить публику не так просто, ведь в зале сидят абсолютно разные люди», — рассказывает Наталья.

Укротители по рождению

Династии в цирке — дело привычное, особенно среди дрессировщиков.

Большинство животных, которых мы видим на арене цирка, принадлежат самим артистам, уход за ними лежит на их плечах.

Вполне естественно, что с окончанием карьеры животных передают не в чужие руки, а самым близким и проверенным людям. «Этой профессии не учат ни в одном цирковом училище мира», — рассказывает Алексей Емелин, руководитель клоунской группы, дрессировщик.

Умение обращаться с животными приходит только с опытом, а необходимые навыки передаются от человека к человеку.

Помимо обаяния и харизмы дрессировщик должен сочетать в себе знания ветеринара, а порой и тонкого психолога. «У животных существует период взросления, созревания, и очень важно его не упустить — в дрессуре упущенный момент вернуть нельзя», — говорит дрессировщик тигров Максим Эльворти.

Дрессировщик обезьян Азиз Аскорян рассказал нам, что именно в этот момент формирования характера у животного человек должен научить его всему, понять, на что способен подопечный, к чему у него есть предрасположенность, а что он сделать не сможет. Необходимо разглядеть характер.

Без выходных и отпуска

«В отличие от театра труппа в цирке все время меняется. Работа артистов — это постоянные разъезды. В нашем цирке выступают как наши, так и приглашенные артисты», — рассказывает режиссер-постановщик программы «Время клоуна» Оксана Дружинина.

Общаясь с сотрудниками цирка, понимаешь, что для того, чтобы работать в цирке, нужно им жить. Он отнимает все или почти все свободное время.

Дрессировщики, например, вообще не могут оставить своих животных. «Мы принадлежим им, а не они нам, — рассказывает о своей работе Максим Эльворти. — Нас не бывает дома десятилетиями, мы в цирке без отпуска и выходных, причем по собственной воле».

Гимнастки цирка работают, как и все, по 5 дней в неделю. Даже если у них нет выступлений, они приезжают на репетиции и тренировки.

Многие приезжают сюда и в выходные — пообщаться, провести время в любимом месте.

В цирке есть буфет для сотрудников — одно из любимых мест отдыха.

Немного проще график униформистов. Они приезжают сюда за 2–3 часа до выступлений, чтобы подготовить манеж и помочь во время представления.

На пенсию в 35

Работа на манеже связана с ежедневным риском для здоровья. Травмированных артистов цирк не бросает: помогают и морально, и материально.

Порой даже целые номера переделываются так, чтобы не было заметно, что кого-то не хватает. А когда артист выздоравливает, его снова вставляют в программу. Во время лечения пострадавшему продолжают платить.

Иногда после травмы артист не может выступать так, как раньше. Тогда многие меняют жанр выступлений.

Стаж артиста цирка в среднем 15 лет. После выхода на пенсию многие остаются в цирке: работают униформистами, гардеробщиками.

Те, кто помоложе, готовятся к жизни после манежа уже сегодня, получают нецирковое высшее образование. Это даст дополнительные козыри, когда придется в 35 лет искать себе место в жизни.

Правда, почти все работники цирка так или иначе возвращаются на манеж. Даже уйдя, например, в транспортный бизнес, бывшие циркачи сотрудничают со своим недавним работодателем, перевозят зверей и саму труппу.

Опрос: Хотели бы вы работать в цирке?

Татьяна Кривошеина, студентка:

— Да, с детства мечтаю стать дрессировщицей. Особую слабость я питаю к тиграм и лошадям. Практика общения с лошадьми у меня имеется, а вот с тиграми сложнее.

Думала сначала стать помощником дрессировщика, накопить опыт и умение, а затем уже работать самостоятельно. Но в цирк нелегко попасть, и там маленькие зарплаты. А сейчас деньги очень нужны, вот и пришлось отказаться от мечты и пойти учиться на экономиста.

Никита Блявкин, тренер:

— Конечно, я хотел бы работать в цирке, силовым жонглером например. Я мастер спорта по фридайвингу, кандидат в мастера спорта по плаванию, боксу и вольной борьбе, у меня второй разряд по дайвингу. Физическая форма позволила бы мне попробовать себя в новой профессии. И я очень люблю детей и хотел бы участвовать в создании праздника для них. Но, мне кажется, в цирке не очень много платят. Как тренер я точно получу больше, так что всерьез о цирке уже не думаю.

Виктор Гайер, программист:

— Я кандидат в мастера спорта по боксу и, конечно, мог бы попробовать работать в цирке. Например, что-то связанное с силовыми номерами. Мне кажется, для артиста важна еще и харизма, умение держать контакт со зрителем, а с этим у меня проблем нет. Интересно было бы поработать с животными в качестве дрессировщика. Или, например, укротителем медведей. Но чтобы попасть в цирк, нужно стремиться к этому с детства, тренироваться каждый день. Я хочу, но боюсь, что меня уже не возьмут.

 

Как выражаются на манеже