Пришельцам в кинематографе обычно отводятся два варианта поведения: либо они, мудрые и справедливые, разрешают проблемы землян, либо они, мерзкие и яростные, пытаются землян уничтожить, но в обоих случаях предполагается, что инопланетяне сильнее. Дебютант Нил Бломкамп презрел стереотипное отношение к «чужим», сделав их слабыми, неумными и неприятными, однако не отвратительными. Кальмароподобные существа не предоставили людям небесной музыки и блеска лучей, которых все ждали, но и стрелять ни в кого не стали. В конце концов пришельцы были выселены в представляющий из себя огромную свалку район № 9 города Йоханнесбурга, над которым
В главном герое Викусе (Шарлто Копли) нет ничего от спасителя мира. К тому же окружающие его люди не особенно заслуживают спасения. Представители транснациональной корпорации проводят жестокие эксперименты над инопланетянами, чтобы понять, как пользоваться их оружием, неподвластным человеку. Нигерийская мафия за бешеные деньги продает «чужим» кошачий корм, который для них сродни наркотику. А жители Йоханнесбурга называют надоевших пришельцев моллюсками и говорят о них с той же интонацией, что и фразу «банды безработных гастарбайтеров».
Бломкамп уже исследовал подобные ксенофобические выплески в своей короткометражке «Выжить в Йобурге», сюжет которой лег в основу «Района № 9» вместе с кафкианской историей Викуса, после одного инцидента обнаружившего, что его рука начинает превращаться в инопланетную клешню. Телесная трансформация влечет за собой душевную: ставший полукровкой Викус замечает в себе доброту и отвагу и даже заводит дружбу с умным инопланетянином, однако этот легкий поклон Голливуду совсем не портит «Район № 9», в котором достаточно неровностей, но совсем нет глянца, за что следует сказать дополнительное спасибо продюсеру Питеру Джексону, не попытавшемуся сразу же окультурить выросший на йоханессбургской свалке дичок и заставить его приносить яркие безвкусные плоды.