Тему книги автор определяет как "мир после конца мира". В результате ядерной войны уцелевшее население скрывается в московской подземке, основывая на разных станциях отдельные города-государства. Эдакий вариант древнерусской феодальной раздробленности на новый лад: "Станции стали независимыми и самостоятельными, своеобразными карликовыми государствами, со своими идеологиями и режимами, лидерами и армиями. Они воевали друг с другом, объединялись в федерации и конфедерации, сегодня становясь метрополиями воздвигаемых империй, чтобы завтра быть поверженными и колонизированными вчерашними друзьями или рабами. Они заключали краткосрочные союзы против общей угрозы, чтобы, когда эта угроза минует, с новыми силами вцепиться друг другу в глотку".
Вот по этому постядерному метро и отправляется в путешествие главный герой, преодолевая различные опасности ради спасения родной станции...
В чем секрет успеха книги? В выборе модного жанра социальной антиутопии? Но в последнее время этим никого не удивишь: кажется, только ленивый не пофантазировал на тему не столь далекого будущего. Кто-то "прогнозирует" новый социальный переворот в столетнюю годовщину Октябрьской революции, кто-то описывает грядущие междоусобицы якобы изначальных хозяев русской земли - хазар с пришельцами-варягами... Антиутопия Глуховского стала популярна задолго до выхода в бумажном варианте. Когда под предлогом "неформата" от "Метро" отказались несколько издательств, автор стал выкладывать главы в интернете - на специальном сайте и в своем "Живом журнале", сделав ссылки на форумах поклонников фантастики и любителей метро. И народ потянулся - многие не просто пассивно читали текст, но давали оценки и советы. Поскольку автор по профессии не метростроевец и не военный, у него встречались ошибки и неточности, которые исправлял "коллективный читательский разум" - обходчики путей, машинисты метропоездов, спецназовцы и другие сведущие люди.
Более того, они предлагали свои варианты развития сюжета. Большинство категорически не устроила первоначальная концовка романа - смерть главного героя. Посыпались сотни писем с просьбой сохранить ему жизнь и продолжить повествование. Так что читатели стали не просто читателями, а соавторами. А кому не хочется почувствовать себя "немножко писателем"? Но на самостоятельное творчество дерзости, сил и времени хватит не у каждого, а творить сообща веселее. В итоге еще на "докнижной" стадии сайт METRO2033.ru (где помимо текста романа размещена одноименная игра) посетило около 200 тысяч человек, а роман получил славу воистину народного.
Так что зря говорят, что народ ничего не читает. И читает, и пишет - дайте только простор для творчества. Глядишь, со временем такая интерактивная литература заявит о себе во весь голос и потеснит с книжного рынка авторов-"одиночек".
Впрочем, пока это только смелые предположения. Но приемом "интерактивного соавторства" уже пользовался популярный фантаст Сергей Лукьяненко, размещая в интернете главы своей книги "Прозрачные виражи" и приглашая всех желающих присылать варианты развития сюжета. Причем Лукьяненко и Глуховский пришли к такому "книжному интерактиву" независимо друг от друга. Однако, тенденция...
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Писатель-фантаст Сергей Лукьяненко:
- Первым, кто у нас стал экспериментировать с "читательским коллективным разумом", был Кир Булычев. 20 или даже 30 лет назад в "Пионерской правде" он предложил читателям-пионерам присылать свои варианты истории про Алису. Конечно, когда писатель делает такие вещи, он все равно пишет сам, это просто элемент игры с читателем. Если автор попытается всерьез призвать на помощь сотни и даже тысячи "консультантов", получится печальная картина - как в басне Крылова, где медведь задумал написать картину, и все звери пришли и сделали по мазку...
Так что это, скорее, игра, в которой больше элементов интерактивного общения, чем литературного творчества. Я знаю, что Булычев перестал это делать из-за обвинений, будто он ворует идеи у пионеров. Хотя ни он, ни я, ни, думаю, Глуховский всерьез идеи из читательских советов не используют - может быть, каплю антуража...
Сама по себе книга Глуховского забавна и интересна, но это заслуга самого автора, а не толпы консультантов.