«Музыкальная экспедиция» — звучит не очень-то фестивально, скорее по-рабочему, трудовому. Но ведь и фестиваль этот особый — без залов с хрустальными люстрами и публики в «Бриони». Зато со звездами первой величины, самая постоянная из которых — всемирно известный виолончелист Борис Андрианов. Однажды приехав на гастроли во Владимирскую область, он крепко влюбился в этот прекрасный край с тысячелетними культурными традициями. И задумал фестиваль, который уже девятый год работает под открытым небом, неся сокровища классической музыки публике глубинных городов и сел, а зрителей погружая в славную, драматичную, порой — трагичную историю этих мест.
Совершил свои открытия и фестиваль 2022 года. Как вам, например, такое: впервые за много десятилетий (и точно в первый раз для автора этих строк, а я профессиональный музыковед) прозвучало крупное произведение Чайковского — кантата «В память двухсотой годовщины рождения Петра Великого» на стихи Якова Полонского. Уже один факт такой премьеры способен поднять любой фестиваль на элитный уровень. А как кстати к празднуемому ныне 350-летнему юбилею государя! Притом материал интереснейший — с одной стороны развивающий идеи только что написанной Первой симфонии (заказчики отвели молодому тогда композитору крайне мало времени на работу), с другой предвосхищающий тематизм Третьей симфонии, еще не просматривавшейся и в дальних планах.
Один из основателей «Музыкальной экспедиции», худрук и главный дирижер Владимирского губернаторского симфонического оркестра Артем Маркин обращает мое внимание на еще одно важное новшестве: в число участников фестиваля теперь вошли знаменитые владимирские хоры — Камерный и Детская хоровая капелла Центра классической музыки. А для державной мощи звучания к ним присоединился Академический хор имени Н. Л.Сахарова из города Александрова, соседнего с усадьбой Крутец, где и происходило торжественное действо, выпавшее на День России.
Благодарные слушатели добавили к музыкальному ряду кантаты еще и хореографическую импровизацию
Сама усадьба в географии фестиваля тоже не случайна: в петровские времена это было имение генерала Ивана Ивановича Бутурлина, верного сподвижника императора, одного из творцов победы в Северной войне. Чудом дошедший до нас древний деревянный дом сейчас бережно восстанавливается александровским энтузиастом Сергеем Шахановым. На собственные средства. Без всякой бизнес-цели — только чтобы здесь был музей Бутурлиных.
Вот такие бесценные исторические реликвии фестиваль, что называется, высвечивает, помогая их сохранению. Например, в 2022-м впервые в маршрутной карте праздника появился Клязьминский Городок — неприметное сельцо, о былом величии стоявшего здесь когда-то древнерусского города-крепости Стародуба, ровесника Москвы, говорят лишь поросшие травой валы и красавец-храм Покрова на крутом берегу реки. А в предпоследний день «Экспедиции», перед торжественным ее закрытием, традиционно проходящим на Соборной площади Владимира, нас вывезли в совсем глухой угол Мещерского заповедника, где полтысячи владимирцев не только радовались музыке Шумана, Брамса, Равеля, Шостаковича в исполнении Бориса и его сподвижников, но с удивлением бродили по грандиозному полуразрушенному кладбищу села Нарма, рядом с котором опять-таки силами энтузиастов восстанавливается Крестовоздвиженский храм, но само село... отсутствует! А ведь еще полвека назад здесь было оживленно, и местные крестьянки все просили советское начальство возобновить работу храма, но оно и само-то село уже числило в неперспективных, что говорить о «рассаднике культа»...
Громадное полуразрушенное кладбище напоминает об ушедшей из Нармы жизни. Но храм уже возрождается энтузиастами
Понимая значение фестиваля, ему помогают Министерство культуры России, Московская филармония (откуда большинство солистов и постоянный ведущий Артем Варгафтик). Надеемся, не потеряет связи с праздником и одна из его основательниц, многолетняя глава Департамента культуры области Алиса Бирюкова, недавно получившая ответственное назначение в Москву.
Но главное — фестивалем неизменно гордятся сами владимирцы. Так, Губернаторский оркестр предоставил в качестве юных звездочек лауреатов своего собственного конкурса, который уже несколько лет привлекает таланты со всей России и даже из-за рубежа: это московский скрипач Антоний Волков и гобоистка из Атырау (Казахстан) Айнель Турагалиева.
Глава Гусь-Хрустального района Василий Панин благодарит пианиста Константина Емельянова, альтиста Павла Романенко, певицу Маргариту Калинину, гобоистку Маргариту Бектемирову, кларнетиста Игоря Федорова и, конечно, виолончелиста Бориса Андрианова (в центре) за прекрасную музыку
И вообще — помимо поддержки со стороны администрации области и других официальных структур, праздник пользуется настоящей народной любовью. Которая в критической ситуации может стать спасительной. Об одном таком трагикомическом случае рассказал Борис Андрианов. Из-за премудростей нашего законодательства, обязующего проводить тендеры где надо и не надо, поставку акустического рояля выиграла некая екатеринбургская (!) фирма. Но когда музыканты увидели отгруженную ею электронную игрушку размером едва ли в одну пятую натуральной величины, их пробрал нервный смех и слезы одновременно. И что бы вы думали: новые владимирские знакомые — вот тут же в Нарме и познакомились, — прознав о накладке, на личном транспорте привезли за 130 километров свой рояль «Эстония» — и концерт пусть с задержкой, но состоялся. И сыграли все, что положено, и никто из публики не дезертировал, несмотря на жесточайшую атаку местных комаров...