На днях в Берлине в возрасте 94 лет скончалась знаменитая Ютта Мюллер, которая, наверное, является самым успешным тренером в истории фигурного катания. В общей сложности ее воспитанники завоевали 58 медалей на чемпионатах Европы, мира и Олимпиадах. Последний успех – бронзовая медаль ее ученика Штефана Линдеманна на чемпионате Европы 2004 года. На тот момент фрау Мюллер было 76 лет.
Мне доводилось видеть вблизи эту миниатюрную, изящную женщину, выглядевшую моложе своего возраста. Она была любезна со всеми журналистами, не отказывала никому из фанатов в автографе и просьбе вместе сфотографироваться. Из-за чего и отправление автобуса сборной Германии пришлось задерживать. Каково же сейчас было читать в статьях с «прощальным словом» воспоминания ее учеников про то, как Ютта Мюллер их мучила и даже избивала на тренировках!
Самая титулованная немецкая фигуристка Катарина Витт вспоминает, в какой ужас ее, 12-летнюю, вверг приказ спортивного начальства: теперь ее тренером будет фрау Мюллер. Ведь до того Витт много раз видела, как в раздевалке после общения с наставницей рыдает сама Анетт Петч, олимпийская чемпионка! Потом и любую попытку самой Витт закатить истерику в самом начале тренер пресекала увесистой пощечиной. Но в своих мемуарах Катарина признается: она вряд ли стала бы двукратной олимпийской чемпионкой у какого-то другого тренера.
Другой ученик, пятикратный чемпион ГДР Гюнтер Целлер, убежав в 1972 году в ФРГ, в первом же интервью заявил, что больше всего рад избавиться наконец-то от этой ведьмы Ютты, которая регулярно унижала и колотила и его, и титулованных учениц – свою дочь Габи Зейферд и Соню Моргенштерн. Но при этом Целлер признался: «Я глубоко ее уважаю, замечательный тренер, хотя она человек своего времени и своей страны».
О рукоприкладстве тренеров мне доводилось слышать не раз. И даже видеть своими глазами. Не буду называть вид спорта. После того, как одна россиянка в начале 2000-х стала чемпионкой мира, я договорился с её наставником и пришел на тренировку. Тренер дал ей задание выполнять силовые упражнения, и, наблюдая за ней краем глаза, отвечал на мои вопросы. Вдруг чемпионка встала с тренажера и взвизгнула, что это ей все надоело. Тренер молча подошел, ударом по щеке сбил ученицу с ног. Та так же молча встала и… продолжила занятия на тренажере, а тренер спокойно отвечал дальше на мои вопросы. Как ни в чем не бывало…
Тренеры сборной России по боксу описали мне картину, которую наблюдали с расстояния два-три метра. В 1997 году на чемпионате мира 140-килограммовый кубинец Алексис Рубалкаба поначалу ничего не мог сделать с Алексеем Лезиным – россиянин точно попадал и уходил от ударов соперника, а громадный кубинец впустую махал кулаками. Знаменитый тренер Алсидес Сагарра устал указывать на ошибки своего боксера и во втором тайм-ауте перед ударом гонга влепил ему две оплеухи – такие, что сидящий кубинец едва не свалился в углу ринга. И знаете – подействовало! Кубинец вскочил и принялся молотить Лезина, вскоре отправив его в нокаут. Как говорят, и другие кубинские тренеры этим «педагогическим» приемом не брезговали.
«Ударные» методы воспитательной работы до недавнего времени были в ходу и в других странах. В 1980-х первые тренеры-европейцы, приглашенные в южнокорейские футбольные команды, с удивлением наблюдали, как их местные коллеги прилюдно избивают провинившихся футболистов -- взрослых мужиков-профессионалов. И те терпят! Наш известный специалист Валерий Непомнящий, попавший в Южную Корею в начале 1990-х, рассказывал вашему корреспонденту.
- По части дисциплины и исполнительности у меня к игрокам претензий не было. Корейцы в этом плане лучше россиян, африканцев и европейцев. Но былые «палочные» порядки сделали игроков зажатыми, не проявляющими творческую инициативу на поле. Первыми из иностранцев в корейский футбол пришли англичане, и там пошло слепое копирование английской схемы игры – длинные пасы, проходы по флангам, навесы. Венгр, который играл в команде до моего прихода, жаловался: «У меня шея болит после каждого матча: наши защитники лупят мяч вперед, соперники дальними ударами возвращают назад, и я постоянно верчу головой». А вот когда в нашей команде появились игроки, действовавшие не по шаблону, мы и начали обыгрывать других. Рукоприкладство, считаю, не только оскорбляет спортсмена, но и лишает его инициативы и творческого начала, без которых в спорте успехов не добиться.