Главная Культура 23:01 16 Июля 2022 9703
Господин Врубель, неведомый и невозможный

Свой взгляд на творчество гениального живописца, графика, керамиста представили в Русском музее

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Какая же выставка Михаила Врубеля без «Демона сидящего»!

Главное событие нынешнего лета в художественной жизни Петербурга — масштабная выставка Михаила Врубеля, развернутая в корпусе Бенуа Русского музея. Здесь и сейчас — «Царевна-Лебедь», «Пан», «Шестикрылый серафим», «Демон сидящий», «Демон поверженный», «Гамлет и Офелия», «Пророк», «Сирень»: Впервые представлены графика и акварель мастера символизма, пионера русского модерна. Да и вообще это первый за шесть десятилетий столь масштабный показ творчества великого художника в городе на Неве.

Желающие увидеть врубелевские работы в эти дни терпеливо выстаивают в длинной очереди, чтобы приблизиться к постижению тайны одного из самых загадочных художников мира. Да-да: и через 112 лет после своей безвременной кончины он, несчастный и великий, по-прежнему недопонят, недоузнан, недооткрыт. Свидетельством тому — нынешняя петербургская и недавняя московская выставки его работ. Сколько в них давно не выставлявшихся произведений! Да и сам способ экспозиции очень различен в обеих столицах.

Врубель в Третьяковской галерее был представлен с минувшей осени до марта текущего года более чем 300 работами — из самой Третьяковки, а также Русского музея и частных коллекций. Нынешний петербургский подбор чуть скромнее по количеству (немногим более 200 работ), но интригует не меньше. В Первопрестольной привлекала экспозиционная игра света и тени, высокого и камерного, возвышенного и земного (хотя второе у Врубеля тоже всегда приподнято над суетой).

Организация пространства с ломаными линиями перегородок, проемов и асимметричных окон явно перекликалась со стилистикой художника, причудливым устройством его внутреннего мира, на который наложила печать болезнь. Неслучайно целый зал там отдали под произведения, созданные Михаилом Александровичем в клиниках в моменты просветлений, видя в них, однако, не безумие автора, а его творческое инакомыслие.

В Северной столице данную тему закрыли сразу, дав понять, что «больной — это уже не Врубель». Тем не менее несколько рисунков, сделанных в палате психиатрической клиники, в том числе в тяжелый период, в экспозицию включены. Заместитель директора Русского музея Евгения Петрова объяснила: «Мы их показываем не как творения гениального Врубеля, а как факты биографии».

Выстроена выставка в корпусе Бенуа (а работали над ней специалисты более полугода) не по хронологии и не по тематике. Главным было показать гениальность Мастера в драматургии, цвете, графических решениях.

Графика (не только врубелевская) обычно находится вне открытого хранения, поскольку не переносит яркого света. И до этой выставки она широкому зрителю практически не предъявлялась, став для многих настоящим открытием. А ведь без ее внимательного изучения невозможно объективно оценить творческую натуру художника.

Подобное случилось с его современниками. Многие критики и коллеги, порой лишь мельком видя, а то и вовсе не зная его рисунков и акварелей, громили их «понаслышке» в газетах, смеялись над темами, которые он выбирал. Так было с иллюстрациями Врубеля к шести сочинениям Лермонтова в стихах и прозе.

... Художник родился через 15 лет после смерти поэта. Не был знаком с людьми ближнего лермонтовского круга. Знал только опубликованные сочинения Михаила Юрьевича. Но сразу почувствовал в их авторе родственную душу. Проникся той неизъяснимой глубиной томления и тоски, что с юных лет терзала Лермонтова. Как и его, Врубеля, тоже. Никто ни до него, ни позже не смог так отозваться на «Русалку», «Героя нашего времени», поэмы «Измаил-Бей», «Демон». Без красок, одной лишь черной акварелью и белилами, часто эскизно, без тщательной прорисовки, но — глаз не оторвать от этих листов!

А тогда, в начале 1890-х, журнал «Артист» ерничал: «Вообще непонятно, откуда взялся этот неведомый г. Врубель. Того, что дал он, вы не встретите даже в лубочных картинах». Это по поводу рисунков к «Демону», названных в этом тексте «совершенно невозможными». Где тот журнал, проживший всего шесть лет? А графика, акварели, наброски, эскизы «невозможного» Врубеля с нами уже более столетия! Им он уделял внимание не меньшее, чем своим живописным работам. Для него (а теперь и для нас) они произведения не менее значимые и самостоятельные, а не «к чему-то дополнение».

«Демон»-поэма и Демон-образ захватили художника, без преувеличения, на всю жизнь. До самых последних дней. В разных вариациях и красках. «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый, он — символ внутренней борьбы человека», — писал о нем художник. В «Демоне летящем» преобладают, как ни парадоксально, приземленные тускловатые серо-коричневые тона. Во взгляде героя еще теплится надежда быть принятым людьми, но она призрачна. Ведь в людском мире «не умеют без боязни / ни ненавидеть, ни любить».

У «Сидящего» краски сумеречные, сине-лиловых оттенков. Величавый, измученный воспоминаниями о живом мире, смотрит он на нас и в то же время куда-то в сторону «без сожаленья, без утраты». Но с тоской о лучших днях, «когда в жилище света / блистал он, чистый херувим»: Мучительность угадывается во всем — взгляде, заломленных руках, голове, как бы срезанной рамой картины.

Постойте, скажет знаток, а где же «Демон поверженный», не менее знаменитый, чем двое его вышеописанных собратьев? Увы, эту хранящуюся в Третьяковке картину в Петербург нынче не привезли «из-за плохой сохранности». Так что встречи трех «Демонов», в отличие от московской экспозиции, увы, не случилось. Зато — также в отличие от нее — присутствует керамическая голова любимого врубелевского героя. Искусство керамики, покорившееся мастеру еще в молодости, гармонировало с его увлечением фольклорными мотивами, театром, музыкой, поэзией. Керамическая версия «Демона» была настолько важна для художника, что изначально выставлялась вместе с его картинами. Но в 1928 году ее разбил один из посетителей Русского музея, как выяснилось — душевнобольной. Реставраторы собрали фрагменты, включая мельчайшие, и восстановили скульптуру. Но с тех пор дальше своего музея ее не вывозят.

Что ж, неполнота — свойство любой, даже самой представительной экспозиции. И в том своя правда, особенно по отношению к творчеству такого неисчерпаемого художника, как Врубель. Он — вне каких бы то ни было рамок. И открыт для дальнейшего постижения.

P.S. Продлится выставка М. А. Врубеля в Русском музее до 2 августа.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5589
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5242
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...